Атака клонов

Автор: Lexx ()
URL: http://www.swgalaxy.ru
Дата публикации: 01.06.2003

Выпуск на экраны в 1977 году первого эпизода «Звездных войн» ознаменовал начало бурного праздника фантазии, который продолжается уже четверть века. Миллионы людей, принадлежащих различным поколениям, остаются поклонниками эпической саги Джорджа Лукаса за ее великолепное оформление и безграничное веселье. Рассказывая о конфликте между добром и злом, человечеством и роботами, Лукас в первую очередь стремится, чтобы его фильмы не только развлекали, но и были источником вдохновения для зрителей. История Люка Скайуокера — это ода героизму и безграничным возможностям человека.

В очередной главе саги, названной «Звездные войны: Эпизод II. Атака клонов», действие разворачивается через десять лет после событий, описанных «Эпизоде I. Скрытая угроза». Республика все глубже погружается в пучину противоречий и хаоса. Движение сепаратистов, представленное сотнями планет и могущественными альянсами корпораций, грозит стать новой угрозой для Галактики, с которой не смогут справиться даже джедаи. Назревающий конфликт, заранее спланированный могущественными, но пока еще не разоблаченными силами, ведет к началу Клонических войн и к закату Республики.

Чтобы противостоять принимающей угрожающие размеры угрозе, Верховный канцлер Палпатин добивается консолидации власти в Республике в своих руках и отдает приказ о создании республиканской армии для поддержки противостоящих превосходящим силам противника джедаям.

На фоне этих событий судьба снова сводит вместе наших знакомых героев Оби-Вана Кеноби, Падме Амидалу и Энакина Скайуокера, которые не виделись со времен конфликта между Торговой Федерацией и Набу, родной планеты Падме. Энакин под руководством Кеноби окончил предварительный курс подготовки и стал полноценным учеником джедая. Оби-Ван в свою очередь перешел из разряда джедаев-учеников в разряд джедаев-наставников. А Падме, бывшая королева Набу, стала высокопоставленным сенатором. После целого ряда покушений на жизнь Падме Совет джедаев поручает ее защиту Оби-Вану и Энакину.

В поисках разгадки тайны покушений на жизнь Падме Оби-Ван отправляется в далекие и непохожие миры, расположенные на краю Галактики. Там он встречает безжалостного наемного охотника, чье участие в таинственном заговоре имеет гораздо большее значение, чем подозревает поначалу Оби-Ван. Он также сталкивается с когда-то уважаемым, а ныне разочаровавшимся в Республике магистром-джедаем, возглавляющим сепаратистское движение.

В отсутствии выполняющего важную миссию Оби-Вана Энакин в одиночку отвечает за охрану Падме. Первоначально они скрываются на Набу, а затем отправляются на Татуин, родную планету Энакина, где он совершает судьбоносное открытие. Чем больше молодые люди узнают друг о друге, и чем ближе они становятся, тем сложнее им становится выбирать между долгом, честью и любовью, на которую они не имеют права. В этот переломный для Галактики момент, когда могущественные силы готовятся сойтись в смертельной битве, Энакин, Падме и Оби-Ван должны будут сделать выбор, который перевернет не только их жизни, но и окажется судьбоносным для всей Галактики.

Автором сценария и режиссером фильма «Звездные войны: Эпизод II. Атака клонов» стал Джордж Лукас. В создании фильма ему помогали сценарист Джонатан Хейлс и продюсер Рик МакКаллум. В главных ролях в фильме снялись Хейден Кристенсен, Натали Портман, Эван МакГрегор и Самуэль Л. Джексон. Другие роли исполнили Иэн МакДиармид, Кристофер Ли, Темуера Моррисон, Кенни Бейкер, Энтони Дениэлз и Фрэнк Оз.

В основе «Атаки клонов» лежат все те же, знакомые по всем ранее выпущенным эпизодам саги темы: стремление к открытиям, индивидуальность, героизм, долг и честь. В «Эпизоде II» Джордж Лукас также затрагивает темы любви, страстности, приключений, но основная тема — это по-прежнему юмор. Однако именно в «Атаке клонов» появляется новая для саги тема запретной любви. Также впервые зрители смогут понять сущность героизма джедаев. В одном из эпизодов фильма сотни джедаев ведут бой против, казалось бы, бесчисленных сил противника.

Название эпизода навевает чувство фантазии и эмоционального возбуждения, характеризующие классические киносериалы о захватывающих дух приключениях, из которых «Звездные войны» берут вдохновение. Как говорит сам Джордж Лукас: «Атака клонов» — это большой, поражающий размером приключенческий фильм, выполненный в традициях субботних сериалов времен «золотого века» Голливуда. Те сериалы были непретенциозны, их основной целью было напугать и поразить зрителя напором энергии, напряжения и эмоционального возбуждения. Люди смотрели их, чтобы уйти от действительности и быть предоставлеными самим себе. Это то, что я стремился охватить, создавая «Эпизод II»».

Несмотря на то, что «Атака клонов» является частью большого продолжающегося эпического сказания, сам по себе эпизод выглядит законченной историей. «В конечном итоге сага будет состоять из шести фильмов общей продолжительностью двенадцать часов, — комментирует Лукас. — Я всегда держал в голове тот момент, когда должна закончиться новая трилогия, с тем чтобы люди могли посмотреть все шесть эпизодов саги вместе, как это изначально и предполагалось.

Лукас часто сравнивает структуру и тематику саги с музыкальным произведением. ««Звездные войны» в какой-то мере можно сравнить с симфонией, — объясняет он. — В саге присутствуют определенные музыкальные припевы, которые я целенаправленно повторяю, всегда несколько по-разному, но они все равно повторяются».

Симфоническая структура определяет наличие связывающих элементов, отсылающих как к началу, так и к концу саги: лейтмотив и тематика эпизодов, действия, установки и фразы героев. Еще более важно, что с их помощью связываются ключевые персонажи истории, например, вздорная принцесса Лея является дочерью волевой королевы Падме Амидалы; сын королевы Люк Скайуокер, молодой фермер, чья страсть к приключениям привела к краху Империи и раскрытию семейной тайны; Оби-Ван Кеноби, ученик, ставший рыцарем-джедаем, выступит связующим элементом между отцом и сыном; и, наконец, Энакин Скайуокер, юный гонщик на космических картах, прошедший тернистый путь к темной стороне Силы прежде, чем найти искупление на руках сына.

Сюжет, персонажи и окружающая их обстановка, космические корабли и другие детали добавляют колорита в пронизывающие сагу связующие элементы. Чтобы все они работали, Джордж Лукас опять вернулся к режиссерской работе. Для совершенствования сценария он пригласил Джонатана Хейлса, работавшего когда-то вместе с Лукасом над телесериалом «Хроники молодого Индианы Джонса», к которому Хейлс написал сценарии нескольких серий.

В «Атаке клонов» появляется много новых деталей. Однако нельзя сказать, что вклад «Эпизода II» в летопись Звездных войн ограничивается лишь новыми персонажами, дроидами или местами. В нем описывается развитие политического кризиса в Галактике, что добавляет саге политической сложности. По эмоциональному воздействию «Атака клонов» похожа на «Эпизод V. Империя наносит ответный удар», однако, тем не менее, «Эпизод II» полон веселья, действия и приключений — всего того, что каждый ожидает от «Звездных войн».

Пытаясь добиться максимального соответствия сценария основной тематике «Звездных войн», Лукас и Хейлс продолжали вносить в него исправления даже тогда, когда уже были разработаны костюмы и построены декорации. «На этой стадии «Атака клонов» был скорее виртуальным фильмом, поскольку законченный сценарий мы получили только за 3 дня до начала съемок, — вспоминает продюсер Рик МакКаллум. — Нам приходилось строить декорации в соответствии со сценарием, которого еще не существовало».

История получила продолжение и на стадиях производства и пост-производства, когда Лукас переделывал определенные сцены и диалоги, добавляя новые сюжетные линии, иногда и через несколько месяцев после окончания съемок. Лукас отказался от принципиального следования древнейшему, как сам Голливуд, кинематографическому правилу, базирующемуся на трех последовательных кинопроцессах: подготовка съемок, съемки и пост-производство. Вместо этого Лукас предпочитает более гибкий, нелинейный подход. Он заранее планирует для актеров и съемочной группы дату дополнительных съемок, необходимость в которых может возникнуть в случае, если после монтажа чернового варианта картины потребуется доснять какие-либо сцены. «По-прежнему график съемок не превышает стандартные 72 дня, — говорит МакКаллум, — они только растягиваются на 18 месяцев».


Путь Энакина Скайуокера

Персонаж Энакина Скайуокера является центральным не только в «Атаке клонов», но во всех «Звездных войнах». Именно желание написать историю героя, который начинал как положительный персонаж, затем был совращен темной стороной Силы и стал воплощением зла, однако в конце сумел искупить его, послужило основной причиной, заставившей Лукаса приступить к созданию новой трилогии.

«Поэтому я и начал описание «Эпизода I. Скрытая угроза» с того времени, когда 9-летний Энакин был еще обычным прелестным ребенком, — комментирует Лукас. — Мне хотелось рассказать, как такой человек, как он, может стать плохим». «Собственно, все уже знают судьбу Энакина, — добавляет Рик МакКаллум. — В оставшихся двух эпизодах мы расскажем, как это произошло и почему».

«Эпизод II» начинается с того момента, когда Энакин завершает под руководством Оби-Вана Кеноби 10-летний курс подготовки и готовится стать учеником джедая. В свои девятнадцать лет Энакин — импульсивный, уверенный в себе боец с некоторой склонностью к авантюризму. Однако внутри его начинают происходить важные изменения, и они не остаются незамеченными. «В «Атаке клонов» мы начинаем видеть, как время от времени Энакин позволяет себе выплескивать свой гнев, — говорит Лукас. — И семена этого чувства зарождают в нем тягу к темной стороне Силы. Те же пороки, которым подвластны остальные люди, начинают источать его дух, постепенно покоряя его». Джонатан Хейлс добавляет: «Энакин — по-прежнему такой же одаренный и приятный молодой человек, которому суждено стать самым могущественным джедаем. Ему не предначертано стать на сторону зла, однако в этом эпизоде мы видим, какому воздействию он подвергается, и узнаем о его некоторых новых склонностях».

Для того, чтобы выразить на экране всю сложность характера Энакина, требовался актер, обладающий соответствующими актерскими данными и внешностью. После шести месяцев напряженной работы Робин Гэрланд, отвечавший за подбор актеров, остановил свой выбор на канадском актере Хейдене Кристенсене как на идеальном кандидате на роль нового Энакина Скайуокера в «Эпизодах II и III Звездных войн»». Я был в отчаянии, пока однажды Хейден не переступил порог студии, — вспоминает Гэрланд. — У него есть те специфические качества, которые пытаешься найти в каждом актере. Он не был так известен как киноактер, и он соответствовал двум основным определяемым персонажем Энакина качествам: уязвимостью и возрастом. Мы действительно хотели получить эту комбинацию. Достаточно редко удается найти актера, который может так хорошо выразить противоположность. Я был уверен, что Хейден обладает необходимыми физическими и эмоциональными качествами и способен сыграть Энакина даже в самый сложный момент жизни персонажа».

Продюсер Рик МакКаллум соглашается, что Кристенсен обладает особыми качествами, которые идеально подходят для передачи двойственности натуры Энакина: «Во внешности Энакина чувствуется невинность и благопристойность, в то же время «чертики» в его глазах говорят о том, что она может быть обманчива».

Кристенсен получил роль, которую в разное время исполняли различные актеры: от 8-летнего Джейка Ллойда в «Скрытой угрозе» до 78-летнего Себастьяна Шо в «Возвращении джедая». Кристенсен — давний поклонник «Звездных войн», и прекрасно осведомлен о перипетиях жизни своего персонажа, прошедшего путь от мальчика-раба до Темного лорда Ситов и сумевшего перед смертью искупить свое зло. Как рассказывает Кристенсен: «Самым сложным в моей роли Энакина было найти середину между Энакином Джейка Ллойда и облаченным в маску Дартом Вейдером Себастьяна Шо, воплощающими противоположные начала добра и зла, и сделать так, чтобы получившийся герой выглядел достоверным».

После долгих часов, проведенных в поисках своего персонажа вместе с Джорджем Лукасом, а также в ходе самостоятельных тренировок, Кристенсен воспринял как позитивные черты Энакина Джейка Ллойда, так и заложенные в его герое, но до сих пор не проявлявшиеся, негативные стороны характера. Спонтанная агрессивность и периодические потери самоконтроля — это первые намеки, говорящие о потенциале темной стороне Силы Энакина. «Он слишком близко к сердцу воспринимает те обязанности, которые несет в качестве джедая, — замечает актер. — Он полон решимости поступать так, как он считает нужным, хочет быть лучшим везде и всегда и никогда не отказывается от вызова».


Запретная любовь

Кипящие внутри Энакина страсти становятся причиной возникновения между ним и Падме интимной близости, хотя ему как джедаю запрещено вступать в такого рода отношения. С момента их последней встречи прошло 10 лет. Судьба снова сводит их вместе, когда жизни Падме угрожает опасность, и ей предлагают воспользоваться защитой Оби-Вана и его молодого ученика.

Между Энакином и Падме начинают развиваться отношения. «Это — нежная, постепенно раскручивающаяся любовная история, — говорит Джонатан Хейлс. — Однако, это — не любовь с первого взгляда. Когда они встречаются вновь, Падме все еще воспринимает Энакина как мальчика. Вначале между ними возникают трения, которые, тем не менее, не могут помешать их постепенному сближению. И тот факт, что их чувства к друг другу находятся под запретом, только разжигает влечение».

Как и в случае с Энакином, в жизни Падме, чью роль, как и в «Скрытой угрозе» исполнила Натали Портман, за прошедшие с их последней встречи 10 лет также произошли значительные изменения. Ее срок полномочий в качестве королевы планеты Набу истек. Все еще не потерявшая интерес к публичной деятельности, Падме теперь представляет интересы своей планеты в Галактическом Сенате. В условиях, когда Галактика находится на грани катастрофы, ее откровенная натура и обязательства заставляют Падме громко заявить о своем мнении в стремительно теряющем единство Сенате. Ее решительная позиция привела к тому, что жизни Падме стала угрожать опасность со стороны расширяющего свое влияние движения сепаратистов, что и предопределило ее новую встречу с Оби-Ваном и Энакином.

Как и у джедаев, чье кредо исключает интимную близость, отношение Падме к своим представительским обязанностям, на первый взгляд кажется, должно препятствовать возникновению каких-либо предпосылок к роману с Энакином. «Падме уже сформировалась как женщина, — отмечает Портман. — Она — идеалистичная, искренняя и поэтому иногда наивная. Она не собирается давать своим чувствам волю и не позволяет себе влюбляться, поскольку считает, что ей надо успеть сделать другие более важные вещи. В будущем она видит себя лидером, а это не очень сочетается с уязвимостью, которая в свою очередь является одной из ключевых составляющих любовного романа».


Связующие элементы саги

Другим ключевым персонажем «Атаки клонов», близким Энакину, является Оби-Ван Кеноби, ведущий своего ученика по пути становления джедаем. В фильме дружба между Энакином и Оби-Ваном рассматривается через призму нескольких центральных категорий саги. Их отношения носят сложный характер, поскольку Оби-Ван для Энакина является не только наставником и предметом для подражания, но он в какой-то мере заменил ему отца. Одним из доказательств, характеризующих степень их привязанности друг к другу, может служить момент в «Эпизоде IV. Новая надежда», когда Кеноби делится своими печальными воспоминаниями об Энакине с его сыном Люком.

«Оби-Ван и Энакин были вместе очень долгое время, они практически не расставались с того дня, как умер Квай-Гон Джин (магистр-джедай в «Скрытой угрозе», роль которого исполнил Лайэм Нисон)», — напоминает Эван МакГрегор.

В двух первых эпизодах новой трилогии МакГрегор отмечает именно раскручивающуюся динамику отношений двух персонажей. Оби-Ван ошибочно считает, что он сможет подготовить Энакина до уровня почитаемого им Йоды. И именно заблуждение Оби-Вана будет иметь тяжелые последствия как для Энакина, так и для и всей Галактики.

В «Атаке клонов» начинают претворяться в жизнь первые наброски этого печально сценария. Несмотря на близость отношений между Оби-Ваном и Энакином, последний чувствует, что его наставник слишком осторожно подходит к процессу обучения, тем самым подавляя его растущую внутреннюю силу. Сначала он обижается, но потом начинает оказывать Оби-Вану сопротивление.

По мнению МакГрегора, по напряженности личных отношений между наставником и учеником, а также по общему «духу приключений», «Атака клонов» напоминает «Эпизоды IV и V» — «Новая надежда» и «Империя наносит ответный удар». «Несмотря на то, что вы чувствуете, как растет напряжение, в фильме все равно проскальзывают моменты, заставляющие рассмеяться, — рассказывает МакГрегор. — Мне также очень понравилась некоторая детективность моего персонажа, когда в поисках разгадки заговора Оби-Ван вынужден внедриться на «дно» галактического общества».

Самуэль Л. Джексон, возвращающийся в «Звездные войны» в роли Мейси Винду, соглашается с тем, что по закрученности сюжета, азарту и эмоциональности «Атака клонов» напоминает фильмы первой трилогии. «Миллионы поклонников «классических» «Звездных войн» будут в восторге, ощутив в «Атаке клонов» знакомый дух романтики и жажды приключений, — замечает Джексон. — Этот эпизод действительно доставит им массу удовольствия».

Персонаж Мейси Винду играет одну из ключевых ролей в новом фильме. Мейси — уважаемый член Совета джедаев, пользующийся таким же статусом, что и почтенный магистр Йода. В ситуации, когда политическое единство Галактики рушится под давлением могущественного движения сепаратистов, направляемого бывшим джедаем, Мейси осознает, что переговоры ни к чему не приведут и пришло время решительных действий.

В своем персонаже Джексону особенно нравятся его безграничная смелость и отточенное искусство фехтования. «Мейси понимает, что война может разразиться в любой момент, и готов встретить врага во всеоружии, — рассказывает Джексон. — Я всегда с большим удовольствием смотрел фильмы Эррола Флинна, и теперь, наконец, смог осуществил свою мечту сняться в таких грандиозных батальных сценах.

Среди всех врагов Республики, с которыми приходится иметь дело Оби-Вану и Мейси, выделяются наемные охотники, считающиеся лучшими воинами в Галактике. Его имя, как и гладкий бронированный костюм и изрядно потрепанный звездолет «Слэйв I», хорошо известны поклонникам саги. Под бронированными латами скрывается самый находчивый и опасный наемный охотник Джэнго Фетт, в честь которого был назван его «сын» Боба.

Боба Фетт, жестокий наемник, впервые засветившийся в «Эпизоде V. Империя наносит ответный удар», где он продал в рабство Джаббе Хатту захваченного им Хана Соло, снова появляется в «Атаке клонов». После выхода на экраны оригинальной версии «Эпизода V» его персонаж был затем расширен Лукасом в специальном издании трилогии. В «Атаке клонов» раскрывается тайна происхождения и судьба Бобы Фетта. Мы также узнаем, почему он превратился в хладнокровного убийцу, и как стал одной из ключевых фигур в величайшем конфликте Галактики. Династию Феттов в «Атаке клонов» представили новичок киноэкрана 14-летний Дениэл Логан, сыгравший молодого Бобу Фетта, и известный по фильму «Когда-то они были солдатами» (Once Were Warriors) новозеландский актер Темуера Моррисон, исполнивший роль Джэнго Фетта.

Как и в случае с Бобой Феттом, следующим делу своего отца, сюжетная линия «наставник/отец — ученик/сын» находит свое продолжение в новом персонаже «Звездных войн» графе Дуку. Когда-то уважаемый джедай, он был известен своим политическим идеализмом, но затем разочаровался в Республике и возглавил растущее сепаратистское движение. Его наставником был сам Йода; в свою очередь Дуку обучил искусству джедая Квай-Гон Джина, учеником которого был Оби-Ван Кеноби. Таким образом, падаван Оби-Вана Энакин становится четвертым поколением в этой династии джедаев.

Графа Дуку сыграл живая легенда кинематографа Кристофер Ли, после исполнения роли Дракулы в сериале студии «Хаммер Филмз» (Hammer Films) ставший для целого поколения зрителей символом фильмов ужасов. Элегантность и аристократичность, свойственные актеру и его персонажу в «Атаке клонов», вызывают воспоминания об одной из ключевых фигур «Эпизода IV. Новая надежда» имперском генерале и командире «Звезды смерти» «Великом» Моффе Таркине, роль которого исполнил друг и коллега Кристофера Ли ныне покойный Питер Кашинг. Как вспоминает Робин Гэрланд: «Лукас представлял графа Дуку как Питера Кашинга нового фильма. И в тот момент, когда он об этом обмолвился, ему пришла в голову идея пригласить на эту роль Кристофера Ли».

Внешность графа Дуку далека от внешности таких идеализированных антагонистов «Звездных войн», как Дарт Мол и Дарт Вейдер. Однако он обладает не менее устрашающими качествами, чем его предшественники. Дуку — представитель старой фехтовальной школы и мастерски владеет мечом. Как рассказывает Ли: «Дуку — воплощение величайшей физической и духовной силы. Он независим, замкнут и абсолютно бесстрашен».

Дуку начинает разочаровываться в идеалах Республики с ростом влияния Палпатина. В «Скрытой угрозе» блокада Торговой Федерацией планеты Набу и обещание Палпатина снова объединить Республику, навести порядок и добиться справедливости послужили предпосылками его назначения на должность канцлера. Несмотря на заверения Палпатина, Республика продолжает погружаться в пучину противоречий и хаоса. Возникновение новых угроз Галактике приводит к тому, что Сенат продлевает ему срок правления и наделяет его чрезвычайными полномочиями, назначая Верховным канцлером. Затем Палпатин отдает приказ о создании огромной армии для защиты целостности Республики. Эта армия является еще одним связующим элементом саги. В «Эпизоде IV. Новая надежда» в одном из моментов содержится упоминание об армии Республики. В «Атаке клонов» ей уже уделяется одна из ключевых ролей.

В роли Палпатина предстает Иэн МакДиармид, сыгравший его также в «Возвращении джедая» и «Скрытой угрозе». Актер продолжает смаковать процесс воплощения на экране всех нюансов характера самого ужасного человека не только в Галактике «Звездных войн», но и, возможно, во всем кинематографе. «Палпатин — совершенный политик, — комментирует МакДиармид. — На публике он безошибочно носит маску «хорошего парня», однако на самом деле он далек от того, чтобы быть им в действительности. Палпатин любит играть, поскольку он прирожденный актер. Он чудовищно лицемерен по отношению к тем, кто больше других ему доверяют».

В очередном эпизоде мы также увидим наших старых знакомых дроидов Эр2-Ди2 и Си-Трипио. С последним в «Атаке клонов» происходят важные события. В «Скрытой угрозе» созданный Энакином Си-Трипио был еще, собственно, «сырым» экземпляром, лишенным внешней оболочки. После десяти лет ожидания дроид-референт наконец-то ее обретает, однако, это не те известные по первой трилогии золотые латы. Его внешность больше напоминает мозаику, созданную из ненужных кусков металла.

В «Атаке клонов» Энтони Дениэлз, ветеран всех эпизодов «Звездных войн», ранее участвовавший только в озвучивании Си-Трипио, впервые за двадцать лет облачается в костюм дроида.

Кенни Бейкер, на протяжении четырех эпизодов озвучивавший дроида Эр2-Ди2, станет вторым актером, участвовавшим во всех «классических» и двух новых эпизодах. Несмотря на то, что достижения технологии в области робототехники позволяют с легкостью обходиться без помощи актера, участие Бейкера в определенных сценах добавляют в фильм важный элемент одухотворенности. Руководителем группы инженеров, отвечавших за исправность и надлежащий вид всех участвовавших в фильме астромеханических дроидов, стал Дон Бис.

В качестве еще одного важного связующего элемента «Атаки клонов» Лукас рассматривает отношения между Оуэном Ларсом и Беру Уайтсан, роли которых исполнили австралийские актеры Джоэл Эджертон и Бонни Пис. Оуэн впервые появился в саге в «Эпизоде IV. Новая надежда» в качестве измученного жизнью и не особенно приветливого дяди Люка Скайуокера. Оуэн и Беру уже вместе, но все еще не женаты. В «Эпизоде II» мы наконец узнаем, как связаны Оуэн и Беру с Энакином, и почему они так беспокоятся о его сыне Люке в «Эпизоде IV».

Также в рассказе об Энакине фигурируют отец Оуэна Ларса Клигг Ларс, роль которого досталась известному австралийскому актеру Джеку Томпсону, и мать джедая Шмай Скайуокер, чью роль, как и в «Эпизоде I», исполнила Пернила Огуст.

Лауреат премии «Эмми» актер Джимми Смитс сыграл роль представляющего Альдераан сенатора Бейла Органы. Этот персонаж, ранее уже упоминавшийся в «Эпизоде IV», теперь оказывается вовлеченным в яростные дебаты по поводу создания армии для защиты целостности республики.


Боевое искусство джедаев

Ник Гиллард, разработавший для «Скрытой угрозы» целую систему боевых искусств, определявшую превосходство джедаев в период рассвета их ордена, в «Атаке клонов» снова возвращается к своим обязанностям постановщика трюков.

При работе над сценарием батальных сцен в новом фильме Гиллард на основе различных направлений боевых искусств и фехтовальной техники создал для всех джедаев, участвующих в них, свой индивидуальный стиль. «В других фильмах создание батальных сцен — это, скорее, вопрос хореографии. В «Атаке клонов» этого было недостаточно, — рассказывает Гиллард. — Поэтому в какой-то мере нашу работу можно сравнить с написанием энциклопедии по фехтованию на световых мечах».

Гиллард посетил более двадцати бойцовских клубов и школ Кендо. Для того, чтобы получить полное представление о том, как должно выглядеть на экране боевое искусство джедаев, ему пришлось опросить более 500 фехтовальщиков. «Мне рассказали об одной секции, которая не была допущена к участию в национальных соревнованиях из-за излишне агрессивно стиля боя, — вспоминает Гиллард. — Когда я услышал об этом, то подумал, что это может быть как раз то, что нам нужно». Многих своих джедаев Гиллард нашел в австралийской колонии Байрон Бэй, члены которой жили в лесу, как в сценах фильма «Апокалипсис наших дней» (Apocalypse Now).

Особое внимание Гиллард уделил подготовке Хейдена Кристенсена, который должен был передать на экране присущее Энакину незаурядное искусство владения световым мечом. «Нам нужно было, чтобы Энакин мог продемонстрировать яркость своего таланта, который сделает его в будущем Дартом Вейдером — рассказывает Гиллард. — Его движения более совершенны, чем у Оби-Вана, и он всегда предпочитает атаковать первым».

Кристенсен — талантливый спортсмен, увлекающийся теннисом и хоккеем. Он проводил с Гиллардом от трех до четырех часов в день в тренажерном зале. В результате Хейден часто возвращался домой в синяках и ссадинах. «У тебя не возникает ощущения хорошо выполненной работы, если после тренировки ты выглядишь таким же целым, как и до нее», — отмечает актер.

По своим физическим кондициям Кристенсен как никто другой соответствует своему персонажу. «Он не только великолепный актер, но и один из самых подготовленных в физическом плане актеров, с которыми мне приходилось работать, — рассказывает Гиллард. — Реальным подтверждением незаурядных способностей этого парня может служить то, что в ходе тренировочного боя он почти победил одного из величайших бойцов Кендо в Австралии. Быстрота его движений поражает специалистов».

Кроме Кристенсена, которому Гиллард уделял большую часть своего времени, он также не забывал и о подготовке Эвана МакГрегора, Самуэля Л. Джексона, Кристофера Ли и Темуеры Моррисона. По его словам МакГрегор, играющий яростного бойца Оби-Ван Кеноби, смог быстро вернуть себе знакомую по «Эпизоду I» форму, что он и продемонстрировал в ходе битвы с Джэнго Феттом Моррисона. Отмечая различие их боевых стилей, Гиллард сравнивает джедая с тигром, а наемного охотника с акулой. «В ближнем бою никто не может справится с джедаем, поэтому наемный охотник предпочитает атаковать с дистанции, стараясь не допустить сближения», — отмечает Гиллард.

В искусстве владения световым мечом магистр-джедай Мейси Винду уступает, разве что, только Йоде. «Стиль Мейси очень экономичен, — рассказывает Гиллард. — Если он сумел добраться до противника на расстояние меча, то тот — труп». В свою очередь Самуэль Л. Джексон, ранее сотрудничавший с Гиллардом на съемках фильма «Шафт» (Shaft), отмечает: «Ник поставил моего персонажа в самые невероятные батальные сцены. А учитывая, что Мейси — второй по влиянию человек во вселенной, то его стиль — сама эффективность. Он не допускает себе никаких вольностей в обращении с мечом. В битве он придерживается принципа достижения максимального результата при минимальных энергозатратах.

Граф Дуку в обращении со световым мечом достиг таких же высот, что и Мейси Винду. Свое умение бывший джедай, являющийся лидером сепаратистского движения, демонстрирует в одной из самых тщательно спланированных сцен фильма. «На съемках «Эпизода II» я участвовал в таком количестве поединков, в каком не снимался не один актер в истории кино, — рассказывает Кристофер Ли. — И мои шрамы могут это подтвердить. Сцена боя в «Атаке клонов» — это самая грандиозная батальная сцена, в которой мне приходилось участвовать».

Несмотря на то, что Натали Портман не умеет обращаться со световым мечом, она принимает участие во всех боевых сценах наравне с мужчинами. «В «Атаке клонов» Падме ведет себя более активно, чем в предыдущем эпизоде, — замечает Гиллард, — тем не менее, Натали была готова соответствовать новым физическим параметрам своего персонажа».


Дизайн

Чтобы добавить саге свежего обаяния, Джорджу Лукасу понадобилось много талантливых художников. Работая без сценария, поскольку на тот момент картина была еще в стадии разработки, художник-постановщик Гэвин Боке вместе с автором концепции дизайна фильма Дугом Чиэнгом и командой художников в течение первых месяцев занимались предварительной постановкой, создавая с большим размахом стиль и облик фильма.

Приоритет в художественном оформлении отдавался новым мирам в Галактике «Звездных войн». Среди них можно выделить находящуюся за внешним кольцом Галактики «исчезнувшую» планету Камино, покрытую бушующим океаном и постоянно борющуюся с ливнями и ураганами. Технически «продвинутые» жители этого ультрасовременного мира, построенного на сваях, вбитых прямо посреди океана, вовлечены в сверхсекретный проект — создание армии клонов.

«Я думаю, Камино — действительно прекрасный мир, — отмечает Рик МакКаллум. — Это яркая находка для Джорджа, потому что там развивается высокотехнологичное общество, и облик планеты является классикой научной фантастики, чего мы не ожидаем увидеть в Звездных войнах. Обычно вы видите что-то песочное и поэтому знакомое».

Красная скалистая планета Дженозис, возможно, более узнаваема, но все равно поражает своим удивительным обликом: она лишена каких-либо характерных черт, не считая гор и скал, выделяющихся на фоне этого безводного мира. А что касается жителей, то Лукас представил их в виде трудолюбивых, усердных насекомоподобных созданий («они словно термиты», — характеризует их Дуг Чиэнг), идеально подходящих для выполнения своей задачи — строить сотни тысяч дроидов, которые угрожают самому существованию Республики.

Знакомый мир из первого эпизода — Корускант, центр Галактики «Звездных войн», город-мир, разросшийся мегаполис, покрывший всю планету огромными небоскребами. Это здесь, в величественном Храме, джедаи основали свою резиденцию. На Корусканте заседает и Галактический Сенат, руководящий Республикой. Добавив больше видимого объема планете, «Эпизод II» представляет на суд зрителей новый, незнакомый нам Корускант, проводя нас по его улицам, барам, аллеям и оживляя футуристическую идею Лукаса.

Дизайн летательных аппаратов в «Атаке клонов» служит связующим элементом между новым искусством «Скрытой угрозы», характеризуемым обтекаемыми формами и промышленными, техногенными формами из «Новой надежды». В фильме поклонники саги увидят новый космический корабль, который, возможно покажется им знакомым и заставит засомневаться. Это — имеющий зализанные формы одноместный истребитель джедая с астромеханическим дроидом на борту. Внешность истребителя Оби-Вана напоминает треугольные имперские звездные эсминцы, которые наводили такой ужас в первой трилогии. Связь более чем видимая. «Звездные эсминцы выросли из истребителей джедаев», — отмечает Гэвин Боке, — так что символизм очень мощный — мы начинаем понимать истоки происхождения и укрепления темной стороны Силы».

Средства передвижения в «Атаке клонов» представлены в широком диапазоне: от ярко-желтого трансформируемого гоночного спейдера Энакина до спейдера-рикшы, прицепленного к колесному дроиду на Татуине.

Дизайн одежды в фильме также имеет параллели с эпизодами первой трилогии. Художник по костюмам Триша Биггар с помощью авторов концепции Яна МакКэйга и Дэрмота Пауэра создала для Энакина Скайуокера костюм, имеющий определенные схожие детали с костюмом Дарт Вейдера. Первоначальная мысль Биггар заключалась в том, чтобы придумать для Энакина одежду, близкую по стилю с той, которую носил Эван МакГрегор в «Скрытой угрозе». «Но мы захотели передать ощущение наступления перемен и поэтому обратили внимание на одеяние Дарта Вейдера», — вспоминает Биггар, еще один ветеран «Эпизода I».

В костюме Энакина использована кожа для оторочки. Биггар взяла формы плаща Дарта Вейдера и попыталась направить их в русло стиля джедаев, стараясь получить упрощенные линии в противовес традиционно сложному плащу джедая. Результатом стало что-то определенно джедайское, с капюшоном, но в тоже время со смутно знакомыми очертания одежды Вейдера.

Падме, бывшая королева Набу, одета в потрясающую одежду, хотя и менее строгую по сравнению с той, что у нее была в «Эпизоде I». Ее гардероб в «Атаке клонов» превосходит даже многочисленный гардероб предыдущего эпизода. Работа над новыми костюмами, которые иногда выглядят даже проще, чем в «Скрытой угрозе», все равно оказалась трудоемкой. «При изготовлении всех костюмов для «Эпизода II» большая часть работы была ручной, — говорит Биггар. Очень много вышивки, отделки бисером — т. е. всех видов декоративного искусства».

В «Атаке клонов» персонаж Падме, отходя от образа правителя нации, имеет больше женских черт. Она носит менее официальную и более мягкую одежду. Так как ее героиня стала старше, Натали Портман смогла носить и более сексуальные наряды. «Джордж хотел видеть Натали более мягкой, женственной и менее деловой», — отмечает Биггар.

С развитием сюжета гардероб Падме становится все менее официальным, поскольку она превращается из сенатора во влюбившуюся женщину, а в конце концов в женщину действия, сражающуюся за свою жизнь.

В одной их ранних сцен, происходящих в офисе Палпатина, можно увидеть и более официальный, «сенаторский» дизайн Биггар, разработанный для Падме. Она одета в многослойные одеяния с мантией из пурпурного вельвета в английском «елизаветинском» стиле, а пурпурное платье под ней имеет длинные свободные рукава и насыщенный орнамент. Большой античный камень скрепляет рукава на спине, а юбка вносит дополнительную официальность в импозантный костюм.

После покушения Падме и Энакин улетают с планеты Корускант и прибывают на Набу, где начинается развиваться их романтические отношения. Находящаяся в уединении и окруженная идиллическими декорациями Падме одета в изысканное многоцветное платье, которое крепится к серебряному ожерелью на шее. «Это должно было выглядеть романтично и непринужденно», — говорит Биггар. Мягкое, воздушное платье с несколькими шифоновыми юбками, украшенными вышивкой, было на Падме в во время пикника. Для романтического ужина на планете Набу Падме выбирает платье с кожаным верхом и рукавами со вставками из черной материи с бисером.

Когда Падме прилетает вместе с Энакином на Татуин, то она одета в роскошную вельветовую дорожную накидку, которая застегивается на шее с помощью броши. «Когда на ней эта накидка, то она пытается скрыться от внимания других людей, — объясняет Биггар. — Она достаточно закрыта и таинственна». Для активных сцен, разворачивающихся на планете Дженозис, Падме одета в практичную одежду, выполненную из эластичной материи, обеспечивающей большую подвижность. У такого костюма есть даже пояс с карманами, похожий на пояс джедаев. Костюм, как и его владелец, участвует в действии, и его часть отрывается, когда Падме борется за свою жизнь со злобными созданиями.

В тесном взаимодействии с художниками работали Дэн Грэйгуа и Дэвид Дозорец, специалисты по визуальным эффектам, руководившие анимационной командой, создававшей черновую версию фильма. «Мы были тесно связаны с тем, чем занимался художественный отдел, — говорит Грэйгуа. — Мы выступали в качестве первой группы художников, работавших над дизайном».

Команда художников-аниматоров сыграла ключевую роль в фильме, предоставив переносные тематические доски, на которых было изображено более четырех тысяч эскизов, позволявших представить как будут выглядеть определенные сцены, для последующего использования режиссером, актерами, редакторами и специалистами по спецэффектам. Грэйгуа отмечает, что за несколько последних лет работа художников-аниматоров с развитием технологий стала не только быстрее, но и имеет более высокое качество, чем раньше. Используя компьютерную графику сравнительно низкого разрешения, художники-аниматоры смогли нарисовать одну из самых масштабных сцен фильма и эпизоды, насыщенные спецэффектами.

Богатая палитра цветов и настроений фильма, разработанная художниками-дизайнерами Эриком Тименсом и Райаном Черчем, стала одним из самых значимых продуктов, созданных художественным отделом. Тименс и Черч также разрабатывали дизайн для ключевых эпизодов, происходящих на фабрике дроидов и на арене казни, и для самой главной финальной сцены битвы.

Их иллюстрации ключевых моментов фильма явились связующим звеном между концептуальным искусством и конечной работой художников и экспертов по спецэффектам студии «Индастриал Лайт энд Мэджик» (Industrial Light&Magic — ILM). «Это похоже на предварительное освещение, создание тоновых и цветовых эскизов», — говорит Черч. А Тименс добавляет: «Наша работа заключалась в том, чтобы вернуть пустоту «голубого» экрана к жизни, передать окружающий ландшафт через рисунки».

Высокий драматический потенциал «Атаки клонов» стал определяющим для Тименса и Черча при разработке дизайн. «Мы были рады, что Джордж Лукас и Рик МакКаллум хотели переплести чувство драмы и настроения, как это часто встречается у американских художников-пейзажистов, таких как Томас Моран и Альберт Бердштадт, — рассказывает Тименс. — Мы стремились к тому, чтобы сцены фильма вызывали бурю эмоций».

Еще один человек, участвовавший в создании «Эпизода I», художник-постановщик Гэвин Боке, отвечал за имплементацию художественных разработок дизайнеров в реальностью, которую Лукас мог снять на камеры. Будучи безумно рад, что получил еще одну возможность создать фантастическую Галактику, Боке замечает, что из 68 мест съемок, разработанных и построенных им и его командой, одно стоит особняком — это обветшалый ночной клуб на Корусканте. Там развлекается, кутит, пьет и играет местная трущобная публика и заезжий люд. «Очень интересно попасть в такую атмосферу и увидеть, как люди развлекаются в нашей сумасшедшей вселенной», — делится своими мыслями Боке. К тому же, ночной клуб и прилегающие к нему улицы являются отправной точкой путешествия, которое начинается в трущобах мегаполиса, а заканчивается в небе Корусканта.

Боке тщательно воспроизвел жилище Оуэна и Беру из «Эпизода IV. Новая надежда». Воссоздание знакомых мест саги было особенно значимым для Боке и его команды. «Как и другие места на Татуине, их жилище является частью семейной истории Скайуокеров, — говорит он. — Я думаю, каждый, кто попадает в мир «Звездных войн», будет чувствует себя комфортно в обстановке Татуина, созданной в Тунисе». Кроме того, Боке перестроил зал заседаний Совета джедаев, стараясь чтобы он максимально походил на тот, что был в «Скрытой угрозе». Для экономии времени, он взял за основу старые декорации и уже к ним добавлял дополнительное окружение, включая кабинеты Йоды и Мейси Винду, аналитическую комнату Совета и тренировочную террасу.

Созданная им окружающая обстановка в фильме заслуживает похвалы. Аппартаменты Падме и кабинет Верховного канцлера Палпатина стали более детализированными и личными, чем большинство других мест в «Звездных войнах. Это коснулось, например, и летнего домика Падме, и большой мраморной столовой в нем, где Энакин и Падме провели романтический ужин.


Цифровая камера

Цифровые технологии всегда были главным элементом для Лукаса в процессе создания фильма. 20 лет назад он стал пионером в этой области, придумав первую систему обработки компьютерного нелинейного звука «Саунддроид (SoundDroid) и систему редактирования изображения «Эдитдроид» (EditDroid). Эти системы произвели революцию в монтаже, избавив инженеров от копания в тысячах метров кинопленки.

Технологии достигли такого уровня, что теперь возможно сделать цифровой мир частью процесса съемки. В 1996 Рик МакКаллум получил заверения компании «Сони» (Sony) разработать первую цифровую 24-кадровую камеру высокого разрешения, а также ключевые блоки для последующего покадрового монтажа. Параллельно компания «Панавижн» (Panavision) обязалась создать новые революционные линзы, которые будут полностью отвечать требованиям цифровой кинематографии.

В июне 2000 года камера была готова. Таким образом, «Звездные войны: Эпизод II. Атака клонов» стал первым фильмом, снятым цифровыми 24-кадровыми видеокамерами высокого разрешения, использующими в отличие от кинокамер видеопленку, а не кинопленку. «Мы получили последнюю версию этих камер за неделю до начала главных съемок», — вспоминает МакКаллум. — Съемки проходили только с использованием новых цифровых камер без подключения дублирующей обычной камеры. Они проводились в 5 странах с различными климатическими условиями, и при температуре, доходящей до 50°С, и в проливной дождь. И ни разу техника не подвела».

Оператор фильма «Атака клонов» Дэвид Тэттерсол отмечает, что Джордж Лукас начал проявлять интерес к потенциалу цифровой съемки задолго до 1996 года, еще тогда, когда они вместе работали над сериалом «Хроники молодого Индианы Джонса» и фильмом «Убийства на Радио». Лукас и Тэттерсол провели несколько цифровых съемочных тестов в следующем фильме «Скрытая угроза», но технологический уровень тогда не совсем соответствовал требованиям, предъявляемым при съемке полноценного цифрового фильма.

А в «Атаке клонов» у Лукаса и Тэттерсола уже появилась возможность открыть многочисленные технические и практические преимущества цифровой кинематографии. «С появлением цифрового видео мы можем четко фиксировать в ходе съемок продолжительность отснятого материла, — отмечает Тэттерсол. — Кроме того, уже нет сомнений по поводу того, есть ли что-нибудь на заднем плане или нет. На пленке при просмотре только-то отснятого материала, вы работаете с картинкой, на которой иногда очень трудно разглядеть мелкие детали. А при использовании цифрового видео высокого разрешения нет никаких сомнений по поводу того, что что-то не попало в кадр. Ты можешь увидеть то, что хочешь увидеть или даже то, что не должен».

Использование цифровых камер обернулось значительной экономией времени на различных стадиях кинопроизводства. Теперь больше нет задержек с обработкой фильма, сцены могут быть тут же изменены и отредактированы, как только Лукас отдает команду «СТОП», что постепенно стирает линию между производством и пост-производством. Цифровой формат создал беспрецедентную гибкость в построении съемок, а, имея в штате монтажера Бена Берта, Лукас может легко менять людей, окружение, освещение и другие детали в кадре фильма. Кроме того, кадры со спецэффектами больше не надо копировать в компьютер, обрабатывать там, а потом накладывать на фильм.

Применение новых цифровых камер высокого разрешения открывает большое будущее миру кино. Тем не менее, Лукас понимает, что это скорее эволюционный, чем революционный процесс. «Переход кино в цифровой формат — нормальное явление, — заявляет Лукас. — Так же как и в случае с переходом от немого кино к звуку, от черно-белых фильмов к цветным, цифровые камеры станут вспомогательными инструментами, которые мы будем использовать для создания фильмов».

Влияние цифрового видео чувствуется даже в кинотеатрах, так как цифровой формат позволяет сохранять целостность изображения не только в день премьеры, но и в течение всего проката, поскольку копии фильмов не будут подвержены механическому износу и воздействию времени.


Спецэффекты

Оригинальная трилогия «Звездных войн» стала главным толчком к развитию спецэффектов. Для реализации своих идей в этой области, Лукас создал студию «Индастриал Лайт энд Мэджик», которая перенесла компьютерные технологии в киноиндустрию. С тех пор эта студия была награждена шестнадцатью наградами Киноакадемии за лучшие спецэффекты и достижения в области науки и техники.

Традиция применения революционных спецэффектов продолжилась и в «Эпизоде I» с введением технологии «digital backlot», которая позволила реалистично увидеть связь фантастических миров и живую игру актеров. Не только фон, но также много мест, механизмов и даже героев были созданы компьютером. В 95% сцен использовались компьютерные технологии, в результате чего более двух тысяч кадров были сделаны вне съемочной площадки.

Заново «изобретя колесо» после введения технологии «digital backlot» в «Эпизоде I», Лукас и «Индастриал Лайт энд Мэджик» не собирались почивать на лаврах, так как впереди был новый фильм. «Мы все еще учимся», — говорит Лукас, — шаг за шагом улучшаем свою работу и стараемся отойти от привычных клише и научиться мыслить по-другому».

Требования по спецэффектам к «Атаке клонов» были столь огромны, что из шестнадцати специалистов студии четверо были прикреплены к одному или более эпизодов фильма.

Цифровые спецэффекты также играют ключевую роль в создании экзотических миров фильма, включая океан на планете Камино, скалистый мир Дженозиса и уже существовавшие в Галактике «Звездных войн» мегаполис Корускант и мирный и идиллический рай планеты Набу.

Джон Нолл, который отвечал в «Эпизоде I» за гонку на картах и сцены с космическими кораблями, в новом фильме отвечает за погоню Энакина и Оби-Вана, летящих на своем спейдере со скоростью в сотни миль в час, за наемным убийцей по улицам Корусканта. Для этой сцены, где герои, а вместе с ними и аудитория, проносятся через плотные потоки движения и огибают высоченные здания, потребовалось сделать более 300 кадров.

Нолл также отвечал за другую скоростную погоню. На этот раз через астероидное поле. Эта сцена перекликается с похожей сценой из «Эпизода V. Империя наносит ответный удар», где впервые было показано подобное. В еще одной сцене, доставшейся Ноллу, действие происходит внутри огромной арены на Дженозисе, где наши герои дерутся с 3 новыми монстрами: быкоподобным риком, львоподобным нексу и эклейем, ракоподобным созданием.

А вне арены происходит эпическая битва, являющая собой новое понимание необъятности Клонических войн, впервые коротко представленных еще в «Новой надежде». 200 джедаев и сотни тысяч только что сделанных клонов-бойцов противостоят примерно такому же количеству боевых дроидов, поддерживаемых огромными шестиногими вседорожными бронированными транспортерами «АТ-ТЕ», по своему виду сильно напоминающими транспортеры «АТ-АТ» из «Эпизода IV», и гигантскими дроидами, оборудованными ракетной системой залпового огня.

Самая большая сцена из всех фильмов саги была поручена Бену Сноу. Сноу и ветеран спецэффектов «Звездных войн» Деннис Мюрен, отвечавший в «Эпизоде I» за сцены наземного сражения и подводные эпизоды на планете Набу, также работали над сценой фильма, разворачивающейся на огромной фабрике по производству дроидов. Они создали настоящую фабричную обстановку: длинные ряды станков, роботизированных механизмов и бесконечных конвейеров.

Инженер студии Пабло Хелман отвечал за более мирную обстановку планеты Набу, которая стала местом, пробудившим запретную любовь Энакина и Падме. Хелман и его команда создали ранее невиданные дороги, водопады и домик, где расцветает романтика.

Превосходство цифровых технологий предопределило также и создание некоторых персонажей «Атаки клонов». Художник-аниматор Роб Коулмэн отвечал за создание компьютерного персонажа, известного как Декстер Джетстер. Это огромное существо, как будто пришедшее из детективных историй 40-ых годов, снабжает Оби-Вана важной информацией по поводу тайны, окружающей попытку убийства Падме. На экране Декстер, посвященный, похоже, во все тайны Галактики, может похвастаться четырьмя большими ручищами, грязной футболкой, засаленным фартуком и штанами, которые вот-вот спадут с него.

Коулмэн и его команда создала и каминойцев — высоких, тонкошеих, элегантных созданий, напоминающих классических персонажей из научно-фантастических произведений. Отвечающие за функционирование фабрики по производству клонов каминойцы сильно контрастируют с примитивными, насекомоподобными дженозианцами, которые трудятся в подземных цехах, создавая дроидов.

Коулмэн также создал нескольких компьютерных героев, знакомых поклонникам «Звездных войн», включая и полностью компьютерного Йоду. Компьютерные эффекты делают Йоду более подвижным, что позволяет персонажу играть более значимую роль в развитии сюжета, чем это было в предыдущем Эпизоде. «Усовершенствовать Йоду как компьютерного персонажа стало одной из основных задач при работе над этим фильмом, — говорит Коулмэн. Он также отмечает, что Лукас дал «добро» на компьютеризацию Йоды только после всесторонних тестов, доказавших, что Коулмэну и его команде по силе эта сложная задача.

Предыдущие появления Йоды на экране проходили под руководством Фрэнка Оза, чьи достижения очень высоко подняли планку перед Коулмэном. Присутствие Оза всегда чувствовалось во время и после съемок «Эпизода II». Талантливый исполнитель и создатель фильмов смог снова доказать свои уникальные голосовые способности, и Коулмэн был полон решимости оставаться верным линии, выбранной Фрэнком.

Еще одни знакомые персонажи — скупой торговец хламом Уотто, снова озвучиваемый Энди Секомбе, и Джа Джа Бинкс — особенно нравятся молодым поклонникам саги. Как и в «Эпизоде I» неуклюжего гунгана, который стал уважаемым членом Сената, сохранив при этом, особенно когда волнуется, некоторые из своих детских черт, озвучивает Ахмед Бест.


Места съемок и производство

Кроме компьютерной работы в студии «ILM» в «Атаке клонов» было также много натурных съемок в различных частях света и съемок в стационарных павильонах. Хотя основные съемки всех четырех предыдущих эпизодов саги проходили в Лондоне, традиция была изменена, когда Лукас и МакКаллум решили выбрать студию компании «Фокс» в столице Австралии Сиднее в качестве базы для съемок «Эпизодов II и III». Некоторое количество дополнительных съемок проходили в Англии в вошедших в историю «Звездных войн» студиях «Элстри» (Elstree Studios) и «Илинг» (Ealing Studios).

Австралийский период съемок начался 26 июня 2000 года и продолжался два с половиной месяца, после чего съемочная группа переехала в Италию. Королевский дворец в Касерте, который стал прототипом дворца королевы Амидалы в «Скрытой угрозе», снова стал частью пейзажа планеты Набу в «Атаке клонов». Он стал отличным фоном, способным передать высокий уровень развития и богатую культуру планеты.

В северной Италии на озере Комо среди постриженных садов и кристально чистой воды находится великолепная Вилла Балбианелло, послужившая местом, с которого ведется отсчет любовной истории между Падме и Энакином. Этот уютный уголок, открытый во время путешествий самим Лукасом, поразил и актеров, и съемочную группу своим великолепием. На Хейдена Кристенсена, который наслаждался своим первым путешествием, это место произвело особое впечатление. «Озеро Комо так прекрасно и так сюрреалистично, — говорит он, — что выглядит так, как будто оно изначально принадлежало фильму «Звездные войны»».

Даже неожиданный ливень, накрывший озеро Комо, не смог уменьшить энтузиазма съемочной группы или изменить график съемки. Лукас просто перенес сцену под арки на территории виллы. В конце дня дождь резко закончился, и небо загадочным образом расчистилось, открыв взору великолепную радугу. «Зрители подумают, что она цифровая, — говорит Лукас, — но на самом деле она настоящая».

В сентябре 2000 года съемки переехали в уже ставшим почти родным для съемочной группы Тунис — реальный мир, ставший прототипом пустынной планеты Татуин в двух предыдущих фильмах «Звездных войн». Смело встреченные съемочной группой 54°С, что является нормой для этих мест, не помешали съемкам, а кроме того удалось избежать песчаных бурь, которые были в этих местах при съемках «Эпизода I» в 1997 году и «Эпизода IV» в 1976.

Далее съемка продолжилась на Плаца де Испанья в Севилье, Испания, ставшей на некоторое время столицей Набу, прекрасным городом Тида. В месте древнего порта собрались тысячи поклонников «Звездных войн» всех возрастов в надежде увидеть хоть краешком глаза звезд и процесс съемок. А после окончания съемок их участники приветствовали фанатов и раздавали автографы.


Звуковое оформление и музыка

Джордж Лукас всегда отмечал, что в «Звездных войнах» звук и изображение работают вместе. Это не явилось исключением и для очередного эпизода саги. В фильме ярко демонстрируется талант двух художников, чья работа известна во всем мире. Очередной вклад в создание вселенной «Звездных войн» внесли обладатель Оскара звукорежиссер Бен Берт и лауреат пяти наград Киноакадемии композитор Джон Вильямс.

За двадцать пять лет Джордж Лукас подтвердил, что вклад Джона Вильямся в создание «Звездных войн» нельзя переоценить. Его музыка является сопровождением к игре актеров, эмоциям, действию. «Я всегда говорил, что это немые фильмы, — замечает Лукас, — и мне очень повезло, что Джон понимает это».

Вильямс, в свою очередь, ценит особое построение эпической саги Лукаса, которая имеет, возможно, впервые в истории, единую музыкальную основу во всех фильмах, и в тоже самое время в каждом эпизоде появляются новые темы. «Сочиняя музыку к отдельным эпизодам «Звездных войн», я добавляю новые части к уже существующей основе, — говорит Вильямс. — И главная тема начинает звучат как нечто новое».

В «Атаке клонов» Вильямс использует «Тему «Энакина» из «Эпизода I», которая была частично основана на «Имперском марше смерти» Дарта Вейдера из фильмов «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». Вильямс также повторяет «Тему Йоды» и «Дуэль судеб». Последняя стала важной темой «Эпизода I».

Новым для музыкальных канонов «Звездных войн» стало появление любовной темы, которая подчеркивает чувства Энакина и Падме. Прежде, чем приступить к работе, Лукас описал Вильямсу свое видение темы любви. «Джордж сказал мне: «Почему бы тебе не взять за основу сцену из старого голливудского фильма,» — вспоминает Вильямс. — «В котором, например, Кладетта Колберт влюбляется в красивого мужчину?» Т. е. он имел в виду, что музыка в новом эпизоде должна быть навеяна традиционной темой любви».

По словам Вильямса, тема любви созвучна с партитурами 30-х и 40-х годов. «В любовной музыке того времени присутствовала особенная чувственность, чего уже не встретишь сейчас, — говорит он. — В тех ранних фильмах любовные истории были более идеалистическими и чувственными и менее физическими, чем в наши дни. Задача композиторов того времени заключалась в том, чтобы передать эротичность, которую нельзя было показать на экране».

Любовная тема Вильямса в «Атаке клонов» отражает запретную и в высшей степени трагическую природу любви Энакина и Падме. «В их любви есть что-то из классических любовных историй Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, когда романтические пары разделены принадлежностью к различным сословиям и семьями или имущественным положением, — объясняет композитор. — В «Эпизоде II» перед нами есть королева-сенатор и солдат-джедай, и их звания и социальное положение создают определенные трудности. Поэтому тема любви выражает этот трагический аспект, разделяющий двух молодых людей. Создание этой темы стало мои самым сложным заданием, с которым я когда-либо сталкивался в «Звездных войнах»».

Сотрудничество Лукас и Вильямса было высоко отмечено поклонниками «Звездных войн» по всему миру, а прославленный дирижер и композитор является одним из самых пылких почитателей работ режиссера: «В любой части мира дети знают героев фильмов Лукаса. И это большое достижение. Они также узнают музыку из фильмов, за что я бесконечно благодарен Джорджу».

Как и партитуры Вильямса, ключевую роль в каждом фильме саги сыграла гениальная работа обладателя Оскара звукорежиссера Бена Берта, в очередной раз применившего свой особый талант и слух при создании звуковой дорожки к фильму. «Эпизод II», как и его предшественники, имеет около одной тысячи различных звуковых источников, включая механизмы, оружие и голоса. Все, что мы слышим в фильме, создано, а не записано во время фильма.

Берт и его помощник Мэттью Вуд путешествовали по Австралии, записывая пингвинов, тропических птиц, работу фабрики по переработке сахарного тростника и вообще любой интересный естественный звук, с которым они сталкивались. Берт залезал под сцену в кинотеатре, записывая звук моторов, поднимающих занавес, который в последствии был использован при озвучивании подводных пусков реактивного двигателя, укрепленного за спиной Джэнго Фетта. Некоторые представители австралийской фауны стали источником звуков оружия, например, звук, производимый пушками-бластерами корабля Джэнго Фетта «Слэйв I», на самом деле является криком птицы. А звук, сопровождающий всплытие и погружение подводной лодки рядом с сиднейским пирсом, стал душераздирающим ревом дженозианского монстра.

Берт также выполнял обязанности монтажера фильма. Знания Берта в области звукорежиссуры и звукового дизайна являлись большим подспорьем в его работе монтажера. «Звук и изображение так неразрывно связаны друг с другом и имеют такое большое значение в производстве фильма, что мы создали отдел, который должен был гармонично свести воедино звук и изображение», — говорит Берт.

Две самые любимые сцены Берта, где, по его мнению, и звук, и видео идеально сливаются друг с другом — это погоня на спейдерах («Это похоже на старомодную полицейскую погоню», — отмечает он) и преследование сквозь опасное астероидное поле. В последней сцене, как и в случае с гонкой на космических картах из «Эпизода I», присутствуют только звуковые эффекты, и нет музыки и диалогов.

Как только Бен Берт и Джон Вильямс закончили свою работу, задачей Рика МакКаллума стал надзор за другой важной работой — дубляж фильма на девятнадцать различных языков, так как «Эпизод II« выйдет на экраны более шестидесяти стран мира в один день с американской премьерой.

Даже будучи зажатым сроками, МакКаллуму доставляет удовольствие эта предпремьерная гонка и он уже с нетерпением ожидает работы над «Эпизодом III». «Когда ты работаешь на Джорджа, то не существует правил и ограничений, — объясняет МакКаллум. — Он создает невероятное пространство для твоей работы. Есть три слова, которые Джордж никогда не хочет слышать: «это невозможно сделать»».

Пройдет немного времени, и отдых для Лукаса, МакКаллума и их команды после мирового премьеры «Атаки клонов» 16 мая закончится. МакКаллум снова будет подбирать места для съемок, художественный отдел будет работать над дизайном костюмов, а Джордж Лукас сядет и напишет сценарий «Эпизода III».

Продолжение саги следует...


© 2002 Lucasfilm Ltd. All rights reserved.


комментарии (0) : отправить статью по e-mail