‘Империя наносит ответный удар’ - ослепительный фильм, опережающий своё время

Автор: Герри Арнольд
Дата публикации: 19.02.2003
«Звёздные войны» – роскошная, научно-приключенческая фантазия, написанная и экранизированная Джорджем Лукасом, была представлена публике в среду, 25 мая 1977 года. Фильм сразу же стал главным кинохитом современности, в первую неделю проката побив рекорд «Челюстей» С. Спилберга. Рискованный проект с приблизительно 9 миллионным бюджетом собрал более 400 млн.$.
Неизбежный сиквел «Империя наносит ответный удар» как и следовало ожидать, также оказался коммерчески успешным. Это не может не означать, что он стал достойным продолжением оригинального фильма, — остросюжетной и потрясающе живописной научно-фантастической мелодрамой, на протяжении двух часов держащей зрителя в эмоциональном напряжении. Главным экзаменаторами фильма, вышедшего в среду на 77-миллиметровой плёнке с качеством звука Dolby Stereo в 125 кинотеатрах в США и Великобритании, стали нетерпеливые зрители и скептически настроенная пресса.
Империя наносит ответный удар
«Империя» – волнующее, остроумное, изобретательное продолжение «Звёздных войн» (Название IV эпизода «Новая надежда» было дано фильму позже. – прим. пер.) представляет собой историю, проникнутую глубоким драматическим смыслом и имеющую удивительную завязку сюжета, способствующую распространению слухов. Вас ждут сюрпризы, возможно неприятные, если вы надеялись услышать столь же лестную критику как и в адрес оригинального фильма, тем не менее, эта статья будет интересна тем, кому небезразлично новаторство.
Неожиданности начинаются практически сразу же. В самых первых строчках пролога, ползущего от нижнего края экрана к верхнему, появляется надпись: «Эпизод V». Может первая часть «Звёздные войны» плюс «Империя» равняться пяти?... Но прежде всего появляется логотип студии 20th Century-Fox, сопровождаемый знаменитыми неизменными фанфарами Алекса Норта. Эффектом вспышки появляется само название фильма – «Звёздные войны», удаляющееся затем в космическое пространство и становящееся невидимой точкой. Снова звучат фанфары, но на этот раз уже Джона Уильямса, — более волнующие и создающее особое настроение.... И вдруг выясняется, что это «Эпизод V». Само название фильма, визуально воспринимающееся в титрах практически по слогам, сменяется не менее трудночитаемым прологом, который начинается со зловещего предложения: «Для повстанцев наступили тёмные времена».
Это всё те-же «Звёздные войны», но футуристическая сказка наполнилась более глубоким смыслом, возможно, благодаря драматическому, пугающему сюжету. «Империя» – это переходный, жуткий, детально продуманный сиквел, немалую роль в котором играют психологический климат, точно выстроенная сюжетная линия, новый приём режиссуры, создающий зловещую атмосферу, пронизывающий картину множеством обращений к сюжету оригинального фильма и дающий намёки на будущие, ещё не снятые, сиквелы. «Империя» производит настоящий шок, когда понимаешь, что восхитительный кинофантастический мир Лукаса имеет мрачный, драматический подтекст и более сложную структуру, чем кажется с первого взгляда.
Прямо перед вами «Империя» опускает покров таинственности, более выразительный, волнующий и щекочущий нервы, чем вы могли ощущать в первом фильме. Сюжет захватывает вас и одновременно даёт свободу полёту фантазии.
Возобновлённое ощущение приподнятого настроения осложнено только многочисленными слухами и опасениями. Викторианские новеллисты могли интриговать своих читателей на протяжении месяца до публикации новой главы неоконченного произведения. Старые сериалы испытывали терпение зрителей только по неделе. Фанаты «Звёздных войн» приняли участие в более длительном эксперименте, повторяющем сериальное состояние неизвестности и, возможно, подобная проверка их терпения запомнится как поворотный пункт в истории мировой поп-культуры.
Атака Имперских ходоков
Так же как и «Звёздные войны», «Империя» начинается в разгаре действия, погружающего нас в центр военных операций гражданской войны отдалённой, экзотической, технологически продвинутой межгалактической цивилизации. Недавно Лукас рассказал, что он начал съёмки с середины грандиозного эпического повествования. Эти две сенсационно популярные части на самом деле являются первой и второй главами трилогии, работа над которой будет завершена в 1982 или 1983 появлением третьей главы, названной «Месть джедая» (переименованной затем в «Возвращение джедая»). Когда оригинальный фильм «Звёздные войны»будет переиздан, возможно это случится уже следующим летом, его название будет включать подзаголовок: «Эпизод IV: Новая надежда». Это исправление уже можно было увидеть в опубликованном сценарии, который появился в книге под названием «Искусство Звёздных войн», вышедшей прошлой зимой.
С-3PO и R2-D2
Более того, эта законченная трилогия будет представлять собой лишь отрывок, взятый из середины 9-частной героической саги, повествующей о конфликте, охватывающем период трёх поколений, между приверженцами свергнутой Старой Республики и деспотичной Новой Империей в далёкой галактике. По словам Лукаса, который прекратил режиссерскую деятельность, но продолжает выполнять функцию эксклюзивного продюсера, история представляет собой материализованную авторскую фантазию, иллюзию, три года назад воплощенную на большом экране. «Работая над первым фильмом «Звёздных войн», я выбрал для экранизации ту главу, по поводу которой у меня не возникало сомнений. Всего же их 9. Первая трилогия повествует о молодом Бене Кеноби и том периоде жизни отца Люка Скайуокера, когда Люк был ещё маленьким мальчиком.... Целая приключенческая история, объединяющая три трилогии, охватывает промежуток времени около 40 лет.»
Вероятно, действие заключительной трилогии будет сфокусировано на наследнике или наследниках Люка. Одним из просчётов этого мастерского плана является нежелание звёзд продолжать играть роли, которые сделали их знаменитыми – к примеру, проблема Шона Коннери. Каждая трилогия будет требовать смены актёров, играющих главные роли. Стоит заметить, что только незаменимых дроидов C3РО и R2D2 можно будет видеть во всех эпизодах. «История уже расписана на все 9 фильмов». – добавил Лукас, которому сейчас 36 лет. «Также у меня есть множество набросков, историй и материалов, которые я собирал для разных целей. Некоторые из них могут быть использованы, некоторые нет... Это история. Люк лишь пешка в событиях, которые продолжаются дольше чем на протяжении его жизни.»
В противоположность фильму «Из России с любовью», второй части приключений Джеймса Бонда, «Империя» предполагала больших достижений чем стилистическое развитие прототипа. Очевидным было намерение создать выдержанное эпическое повествование посредством ухищрённых акцентов и усложнения нашего восприятия характеров персонажей и их мотивов.
Но если серии бондианы разворачиваются драматически, то «Империя»пронизана риском, играющим главную роль, являющимся движущей силой. Если Лукас будет делать свою работу, находя оригинальные сюжетные решения для героев, оставшихся в пятом эпизоде, в будущем фильме он сможет вернуться к упрощенной смысловой конструкции «Звёздных войн», которую зрители всегда смогут хорошо оценить.
«Империя» представляет собой более сложную, драматическую и вместе с тем продуманную конструкцию. Многие замечают, что Лукас избегает сложных сюжетных ходов, что серии могли бы быть более сильными, если бы он уделял больше внимания самой окружающей атмосфере. Это и есть главный эмоциональный акцент. Также как его главный герой, мальчик с фермы, он боится отступить от уже удавшихся наработок.
Повстанцы на Хоте
«Звёздные войны» заканчиваются появлением сияющей принцессы Леи (Керри Фишер) в окружении счастливых воинов Люка Скайуокера (Марк Хемилл) и Хэна Соло (Харрисон Форд), спасших повстанцев посредством уничтожения Звезды Смерти – гигантской и, по-видимому, неуязвимой имперской боевой станции. Фактически безостановочное действие «Империи» начинается на арктической планете под названием Хотт, где повстанческие силы основали тайную укреплённую базу. Имперский зонд обнаруживает присутствие подозрительных форм жизни и флот обрушивается на Хотт. Им командует Дарт Вейдер, рыцарь-джедай, «испытавший соблазн тёмной стороны Силы», превратившей его мастерство в орудие зла и тирании.
Несмотря на доблестную защиту, в которой Люк особенно отличился в битве против Имперских Ходоков (покрытые бронёй боевые машины, напоминающие механических доисторических монстров), повстанческий аванпост был уничтожен. Обстоятельства вынудили главных героев разделиться. Люк, повинуясь духовному приказу своего погибшего учителя, джедая Бена Кеноби (Алек Гиннес, торжественно-спокойный посланец потустороннего мира), в компании R2D2 отправляется на планету влажных тропических лесов под названием Дагоба для постижения тайн Силы. Он обучается под руководством нового персонажа, Йоды, маленького гнома с длинными закрученными ушами и серьёзным морщинистым лицом.
Йода
Фрэнк Оз произносит предостерегающие, банальные фразы многоуважаемого Йоды переставляя слова («Будущее в движении всегда находится...’), голосом, напоминающим его Гонзо в «Маппет шоу». Но фигура персонажа сама по себе удивительная, похожа на марионетку или что-то в этом роде с лицом, выполненным из какой-то мягкой глины или синтетики дизайнером по гриму Стюартом Фриборном, который также мастерски поработал над образами Чуббаки и монстров Кантины в «Звёздных войнах». Лицо Йоды настолько выразительное, что увидев его, можно поклясться, что это живой актёр, чудом уместившийся в миниатюрное тело куклы или же комбинированные съёмки. На самом же деле такая иллюзия была достигнута соединением механизмов, комбинацией гидравлических, радиоконтролируемых сигналов и манипуляцией рук. Результат: зачаровывающая драматическая иллюстрация, оживлённая техническим мастерством съёмочной группы Лукаса. С таким Йодой у них, похоже, есть возможность и для съёмок «Властелина колец». В те минуты когда он появляется, вы можете наблюдать как причудливые персонажи Толкиена могли бы выглядеть на экране.
В то время пока происходит встреча Люка с Йодой, Хэн, Лея, Чуббака и С3РО спасают свои жизни в звёздном корабле Хэна Millennium Falcon, преследуемом штурмовиками имперского флота, которые повреждают батареи на его задних дефлекторных щитах. Проявлением остроумия команды Лукаса, изобретательным акцентом или даже особенностью «Империи» можно назвать введение в фильм разного рода повторяющихся ситуаций и гэгов. Например, прыжок Millennium Falcon в гиперпространство, это как раз так называемый последовательный гэг. Каждый раз когда Хэн готовится к прыжку, что-нибудь в старом добром корабле просто не срабатывает, заставляя его в отчаянном положении героически демонстрировать лётное мастерство, пролетая зигзагами на самой высокой скорости через астероидный пояс, скрываясь внутри большой пещеры (которая оказывается ловушкой – туловищем живого существа) или пробираясь вдоль корпуса имперского крейсера.
Что касается С3РО, лишившегося руки при встречи с жестокими кочевниками в «Звёздных войнах», то ему всё также не везёт и в «Империи». Чуббака спасает его от полного разрушения, но в связи с поспешным отлётом, так и не успевает толком закончить его сборку.
В конечном счёте Хэн направляет Millennium Falcon в Облачный Город – промышленную колонию на планете Беспин. Управляющий этой колонией – его старый приятель и соперник Лэндо Калриссиан. Билли Ди Уильямс даёт Лэндо сразу же заметную авторитетность, но очевидно, что главные черты его персонажа решены для последующего действия. Как шахматная ладья, задействованная в игре не с самого начала, Лэндо держит себя несколько интригующе, но его характер проявляется в будущих решительных действиях.
Лэндо Калриссиан и Хэн Соло
Вейдер настигает беглецов на Беспине. Люк, чувствуя что его товарищи в опасности, прерывает своё обучение и устремляется к ним на помощь, пугая своих учителей, Кеноби и Йоду, предпочитающих чтобы он продолжал постигать Силу. Появляется ловкий намёк на сюрпризы Эпизода VI. Это происходит когда Кеноби печально произносит: «Этот мальчик — наша последняя надежда.», на что Йода с блеском в глазах отвечает: «Нет... Есть ещё одна.»
Герои отчаянно нуждаются в помощи. Вейдер появляется на Беспине, предвкушая свою скорую победу. Он выглядит ещё более устрашающим, коварным злодеем. С одним героем, попавшим в руки врагов, и другим, серьёзно пострадавшим, перспективы повстанцев в конце фильма представляются довольно мрачными.
Критическим коммерческим вопросом «Империи» в первую очередь является впечатление зрителей, которые с волнительным удовольствием воспримут сюжетную незавершённость картины. Я уверен, что подавляющее большинство людей будет в восторге от возможности сотрудничать с Лукасом, хотя достаточно маловероятно что любая другая группа создателей фильмов сможет удерживать интерес общественности на протяжении более чем трёх лет.
Решающая заключительная глава непременно потребует некоторого красноречия, разъяснительного диалога или многозначительной пантомимы, чтобы обосновать такие неясные моменты, как притяжение Леи одновременно к Хэну и Люку, борьба за преданность Люка, являющаяся сущностью войны между Беном Кеноби и Дартом Вейдером. Персонажи фильма кажутся настолько хрестоматийными и чётко выписанными, что впечатляющие спецэффекты и смертельные битвы не могут их заменить в достаточной степени.
Продолжая разговор о чётко обрисованных персонажах в «Империи», стоит отметить, что структура фильма является более систематичной и хитроумной, чем может показаться при поверхностном просмотре. И хотя «Империя» изобилует волнующими сценами, в фильме невозможно найти длительных интимных моментов. Романтические интерлюдии между Хэном и Леей, например, местами просто незаметны, их мимолётно развивающиеся отношения кажутся слишком сдержанными по сравнению с взаимным «колючим» притяжением в «Звёздных войнах».
Люк Скайуоркер
Есть изменения менее значительные, но не менее эффективные. Значительно больше внимания уделяется общему настроению фильма, чем формальной обрисовке характеров. В этом смысле «Империя» задаёт более серьёзный тон чем «Звёздные войны». Актёры воплощают это изменение тем, что выглядят старше и играют более зрело. Изменения в персонаже Хемилла, пожалуй, наиболее заметны, но они и должны быть. С тех пор как Люк оставил свои наивно-восторженные выпады, он стал значительно спокойнее и сдержаннее. Хемилл выглядит более крепким после занятий в тренажёрном зале, а пластическая операция, последовавшая после едва не ставшей для него фатальной аварии в 1976, сделала его черты лица более резкими и мужественными. Все трое главных героев выглядят так, как если бы они повзрослели вследствие суровых жизненных испытаний, постоянной борьбы и бегства.
Приятным сюрпризом стало то, что в качестве «Империи» Лукас выбрал Ирвина Кершнера. Самый опытный и вместе с тем недооцененный режиссёр в Голливуде за два последние десятилетия, Кершнер заслужил доверие Лукаса, являясь менеджером этого рискованного проекта.
Стремительная, тематически насыщенная двухчасовая игра в киношные кошки-мышки под названием «Империя наносит ответный удар» отличается богатством близких отношений. Свобода описания экспозиции всеобщего оживления присутствует как обязательное требование, серийный прототип «Звёздных войн», но сиквел предполагает более высокий уровень сознательности и искушённости публики.
Наполовину иронично можно воспринять тот факт, что Кершнер предположил, что «Империя» поднимет планку среднего возраста фанатов «Звёздных войн» с 14 до 18 лет. Такое вполне возможно. «Империя» приближает серии к стилю «Чужого»и производит более гнетущее психологическое впечатление чем «Звёздные войны», поэтому родителям желательно предостеречь детей младшего возраста от просмотра. С другой стороны, более старшие дети (скажем, 6—7 лет и старше) могут легче воспринять волнительную двусмысленность и чувствовать при этом меньшую угрозу причастности чем взрослые. В любом случае, в фильме много различных изменений, которые следует принять во внимание.
''Будь со мной...''
Несмотря на то, что «Звёздные войны» были приняты в мире хорошо, Лукас признаёт свои неудачи во многих аспектах съемки и работе над спецэффектами, которые, как он предполагал, будут проделаны быстро, с затратами меньше установленного бюджета. Но это никогда не соответствовало богатству авторской фантазии и его грандиозным идеям. Организовав собственную мастерскую спецэффектов Industrial Light and Magic, финансируя «Империю» через собственную продюсерскую компанию, Лукас остался доволен работой, проделанной над сиквелом. Безусловно, «Империя» является более красивым и остросюжетным фильмом чем «Звёздные войны».
Бой на мечах Люка Скайуокера и Дарта Вейдера
Работа оператора Питера Сущицкого, за несколько последних лет доведшего до блеска скудные идеи Кена Рассела, заметно отразилась на визуальном восприятии фильма. Постановка света стало значительно смелее, а цветовая насыщенность – богаче. Это усовершенствование особенно заметно в сцене дуэли на световых мечах между Люком и Дартом Вейдером, встреча которых ошеломляюще драматична и это впечатление подчёркнуто живописным закатом, словно пришедшим из ночного кошмара.
Официальные сотрудники, такие как композитор Джон Уильямс, редактор Пол Хирш, художник-постановщик Норманн Рейнольдс, дизайнер по гриму Стюарт Фриборн, редактор звуковых эффектов Бен Барт, художник Ральф МакГвайер и команда дизайнеров визуальных эффектов под руководством Брайана Джонсона и Ричарда Эдланда усовершенствовали своё мастерство и превзошли свой вклад в «Звёздные войны». За три года опытов и экспериментов команда дизайнеров спецэффектов достигла немалых результатов. Миниатюрные модели космических кораблей выполнены просто с поразительной точностью, немалую роль играют и новаторские съёмочные приёмы. Лучшей демонстрацией этого является полёт Millennium Falcon через астероидный пояс, особенно следует выделить тот момент, когда корабль делает петлю вверх и даёт обратный ход.
Облачный Город
«Империи» не хватает некоторой сдержанности сюжета и ностальгического шарма «Звёздных войн», который появился благодаря удачному синтезу многих традиций приключенческих фильмов. Сиквел же представляет собой постановочное действие элементами таинственности, характерными для драматических фильмов, это образец соединения крайностей и поэтому довольно глупо обижаться на то, что «Империя» это не «Звёздные войны». Сиквел изначально не должен был ни дублировать, ни вытеснять первую работу.
Удовлетворённость «Империей» должна заставить Лукаса и его сотрудников продолжить новый и уже легендарный суперсериал, потенциально более насыщенный в драматической сфере, культурном значении и художественном влиянии чем серии о Джеймсе Бонде, двадцатая годовщина которых уже не за горами. Но фильмы могут стать слабее, если Лукасу не будет в достаточной степени удаваться реализация его грандиозных планов.
Вы только представьте себе «Звёздные войны» последовательной, зрелищной, законченной мифологической сказкой! Это феномен поп-культуры, который не должен быть упущен. Если каждый новый эпизод будет демонстрировать подъём и мастерство стиля «Империи», воображению Лукаса не будет границ. Идея «Звёздных войн»будет развиваться, а новаторские технологии воплотят её на экране. В этом случае Лукас является идейным вдохновителем, управляющим сочинённой им самим фантазийной жизни. Его съёмочная группа выделяется из своего окружения, опережая кинематографию конца ХХ столетия, возбуждая фантазию, представляя характерное американское видение героического стремления и борьбы. Тот факт, что Лукас знает что он делает и как делать это хорошо, вызывает особое чувство гордости. «Империя наносит ответный удар» – первый грандиозный кинопроект, который обещает сделать летом колоссальные кассовые сборы, вновь подтверждает международное господство Англо-Американского коммерческого кинопроизводства и особый врождённый гений Джорджа Лукаса.


Герри Арнольд
Штатный корреспондент Washington Post.
18 мая, 1980.

Перевод: Kallista (kallista@mail.ru)


комментарии (0) : отправить статью по e-mail