Дэвид Прауз
(David Prowse)
Биография
Дэвид Прауз (David Prowse) родился в Великобритании в городе Бристоле 1 июля 1935 года.
Когда мальчику было 13 лет он считался лучшим спортсменом бристольской средней школы и ему прочили блестящую спортивную карьеру. Однако чрезмерные физические нагрузки негативно сказались на состоянии его здоровья. Врачи заподозрили туберкулез колена (Tuberculosis of knee) и Дэйва срочно госпитализировали. Бесконечные тесты и анализы дали отрицательный результат, его все равно продержали в больнице целый год, полностью лишив движения левую ногу. Про спортивную карьеру пришлось забыть.
Когда Дэвиду исполнилось 15 лет врачи все-таки пришли к выводу, что у него нет означенной выше болезни. Было решено, что у Дэйва артрит — довольно редкая его разновидность, которая сейчас легко лечиться, но тогда, в сороковые годы о ней было мало известно.
С помощью физических упражнений Дэйву удалось вернуть прежнюю подвижность левой ноге.
Лечебной гимнастикой Дэвид не ограничился — он всерьез занялся бодибилдингом. Дэвид поставил себе цель, немного не мало — стать «Мистером Вселенная». Однако долгие тренировки не принесли ему желанного успеха, несмотря на прекрасную физическую форму он не смог поднять выше десятого места. Оказалось, что его ступни имеют неправильную форму (что впрочем не помешало ему спустя семнадцать лет стать Мистером Далекая Далекая Галактика). После этой неудачи Дэвид не сдался, а продолжил спортивную карьеру уже в новом качестве. Теперь он занялся тяжелой атлетикой и три года (с 1962 по 1964) удерживал титул чемпиона Великобритании. Однако по неизвестным причинам его так не разу не выбрали в Олимпийскую сборную страны. После того как Дэвиду отказали в поездке на Олимпиаду в Токио по причине отсутствия средств, Дэвид ушел из спорта, на прощание «громко хлопнув дверью», т.е., заняв, третье место в Highland Games, очень престижном спортивном конкурсе среди профессионалов. После этого Прауз стал работать на два фронта — как тренер и как актер. Некоторое время он выступал цирковом шоу как «Самый сильный человек Британии».
Он открыл свой собственный тренировочный центр, где помог обрести хорошую спортивную форму многим знаменитостям, в числе которых, кстати, был и Кристофер Рив — исполнитель роли Супермена. Не многие знают, что первоначально на роль Супермена утвердили самого Дэвида, однако потом руководство студии решило, что роль национального американского героя можно доверить только стопроцентному янки. Хотя результат работы Дэвида как тренера был весьма впечатляющим, его имя не упоминается в титрах этого фильма, весьма пространных титрах, надо заметить.
Судьба распорядилась так, что единственная роль, прославившая Дэвида Прауза была роль Дарта Вейдера, величайшего экранного «Бэд Гая», как выражаются американцы. Однако до того, как стать частью величайшей киносаги всех времен и народов, Дэвид успел снятся в 15 картинах, был ведущим многочисленных ток-шоу и образовательных программ.
Первый выход Прауза на сцену состоялся в спектакле «Пусть лето никогда не наступит» (Don't Let The Summer Come). Дэвиду досталась довольно зловещая роль — роль Смерти! Прауза одели во все черное с головы до ног, так что его самого почти не было видно. Его задача заключалась в том, чтобы брать на руки актеров и выносить их со сцены медленно и символически.
Затем его стали приглашать в различные телевизионные программы, он снимался в таких фильмах как «Казино Рояль» («Casino Royale») и («A Clockwork Orange»), сыграл роль монстра в двух фильмах — экранизациях знаменитого романа о Франкенштейне, причем оба монстра оказались ничем не похожи друг на друга.
Интересная деталь, в фильме (Frankenstein and the Monster from Hell, 1974) роль барона Франкенштейна исполняет… Питер Кашинг (Piter Kushing) — позднее сыгравший роль «начальника» Вейдера (Darth Vader) моффа Таркина (Moff Tarkin).
Первым поворотным пунктом своей кинокарьеры Дэвид считает участие в скандально известном фильме Стенли Кубрика (Stanley Kubrick) «Заводной апельсин» (1971).
Дэвид с удовольствие вспоминает о работе с Кубриком: «Мы с ним хорошо ладили. Когда для фильма «Заводной апельсин» набирали актеров, позвонили мне. Стэнли я понравился сразу же. Думаю, он был несостоявшимся спортсменом и сразу начал уважать меня потому, что до этого я занимался спортом. На съемочной площадке он часто просил меня сесть рядом с ним позади камеры и просто поболтать. Других актеров он не приглашал». Во время съемок не обошлось без курьезов. Дэвид вспоминает: «Я носил Малкольма («Malcom McDowell») вверх и вниз по ступеням, а Стэнли снимал дубль за дублем. После семи-восьми дублей Малкольм стал очень тяжелым. Я сказал Стэнли, что больше не собираюсь этого делать, он и так наснимал достаточно. И Стэнли согласился. После этого с меня хватало всего пары дублей, в то время как другим актерам приходилось повторять и повторять одно и то же. А я не хотел этого, и Стэнли не возражал. Как я уже говорил, я ему нравился».
Именно после просмотра «Апельсина...» Дэвида Прауза заметил Джордж Лукас (George Lucas). Логика Лукаса была проста — раз этот человек подошел для фильма великого Кубрика, значит он подойдет и для его будущего суперзвездного проекта.
Роль Вейдера сделала Дэвида звездой. Ажиотаж фанатов принял невероятные размеры. Дэвид вспоминает «Однажды меня пригласили на повторный показ фильма в Фредериксбурге. Я должен был отвечать на вопросы аудитории. Когда я вышел к экрану, весь зал встал, встречая меня аплодисментами, а первые ряды упали на колени, повторяя — «мы не достойны»! Я был поражен этим зрелищем».
И хотя именно эта роль принесла ему всемирную известность, во время съемок возникали некоторые проблемы, включая долгие-долгие дни, которые ему пришлось провести в страшно неудобном костюме.
«Вас оставляли наедине с маской и шлемом и тут начинались серьезные проблемы. Костюм был сделан из кожи и стекловолокна и всего весил около 40 фунтов (18 кг). Пока я его носил, я обливался потом. Съемки «Звездных войн» проходили жарким летом, какого давно не было в Британии и пот так и лил с меня в три ручья, так что за день съемок я терял около 5 фунтов (2, 25 кг), так что мне в конце концов пришлось оговорить в контракте, что бы мне постоянно давали молоко, воду и апельсиновый сок, чтобы восстановить водный баланс. В костюме я должен был постоянно двигаться, поэтому температура внутри костюма превышала ту, что снаружи, и окуляры маски запотевали, поэтому я ничего не видел. Шлем и маску приходилось постоянно снимать и протирать и начинать всю сцену сначала. Снимать сцену дуэли в 5 эпизоде в морозильной камере было настоящим самоубийством, потому что мы постоянно были в движении. У меня было такое ощущение. Как будто я принимаю очень горячую ванну. И, конечно, я никогда не забуду, как мы снимали сцену в карбонатной камере вместе с Джереми Баллоком, который, кстати, был точно в такой же ситуации относительно костюма. Он должен был спускаться за мной по ступенькам и я ужасно волновался, потому что очки моей маски опять запотели и я практически не видел, куда ступаю. А Джереми ужасно боялся наступить на мой плащ. Обычно, я спускался с лестницы и должен был остановится, но я понятия не имел, где я, собственно говоря, должен встать. И мне кричали «стоп» и под руки отводили на верх лестницы, протирали маску и все начиналось с начала. Было множество проблем с костюмом».
И хотя Дэвиду и так приходилось несладко, на студии решили еще немного модифицировать его костюм.
«Они поменяли линзы, потому что решили, что через линзы можно увидеть мои глаза. Вместо старых было решено вставить янтарные линзы. Однако янтарные линзы тоже не подошли и они сказали, что все еще видят мои глаза, и даже могут рассмотреть, как движутся губы. Раньше в маске было треугольное отверстие, через которое я мог видеть метки на полу. Теперь этот треугольник закрыли черной марлей, еще больше затемнили линзы, так что меня уж точно не было видно. Зато и я теперь совсем ничего не видел. Мне приходилось определять расстояние по количеству шагов».
Может быть на серебряном экране Прауз и был повелителем, но на самом деле он не имел никакого влияния на то, что происходило на съемочной площадке. Например, он ничего не знал насчет голоса Вейдера.
«На съемках я был голосом Вейдера. Мне приходилось учить и произносить все диалоги, потому что другие актеры должны были работать со мной. Понимаете, нельзя просто стоять и ничего не делать, пока остальные выкладываются по полной программе. Все время, пока я снимался в Звездных войнах (имеется в виду 4 эпизод) я приставал к Лукасу с расспросами, что мне делать с голосом Вейдера, потому что мой голос из-под маски звучал невнятно. Лукас говорил: «не беспокойся, мы все переделаем в студии в конце съемок». Поэтому я был уверен, что он хочет использовать мой голос и учил все диалоги».
Однако на принятие решения, похоже повлияла непростая политическая ситуация в Соединенных Штатах.
«Съемки подошли к концу и они спешно вернулись в Америку, чтобы закончить работу со спецэффектами. В Америке внезапно стало понятно, что съемочная группа совершила большую политическую ошибку, не взяв в фильм ни одного чернокожего актера. Они испугались, что чернокожее население Америки будет его бойкотировать. И единственное, что пришло им в голову, это заменить мой голос на голос Джемса Эрла Джонса (James Earl Jones), самого известного на тот момент чернокожего актера, у которого был узнаваемый, глубокий, действительно прекрасный тембр. Я не получал от компании никаких вестей вплоть до самого выхода фильма в мае 1977 года, но я думал, что они вероятно что-то сделали с уже записанным голосом. Спустя две недели после выхода фильма на экраны, мне позвонил Расс Мейер, очень известный режиссер Голливуда и сказал «Мои поздравления, вы снялись в величайшем фильме всех времен и народов! Кстати, вы в курсе, что ваш голос дублировали?» Они очень долго извинялись, говорили, что не хотели, чтобы Дарт Вейдер говорил с английским акцентом. Знаете, — сказал я. — Я не вижу большого различия между моим акцентом и речью других английских актеров, потому что и Питер Кашинг, и сэр Алек Гиннес, и многие, игравшие роли второго плана, были англичанами, кроме троих американцев. В конечном счете я даже поехал в Голливуд и тогда они признались, что здесь замешана политика. Потом, конечно, появился Билли Ди Вильямс (Billy Dee Williams), в «Империи...» и «Джедае...»
Однако это еще не все жестокие удары судьбы, которые довелось перенести Праузу. Так, ему ничего не сказали об одной немаловажной детали сюжета, а именно о родственных связях между Люком и Вейдером.
«Я не знал, что я отец Люка, пока сам не посмотрел фильм. Понимаете,мне подсунули фальшивый сценарий. Они просто все с ума посходили со своей секретность, когда мы приступили к съемкам 5 эпизода. Они страшно переживали, что информация попадет в прессу, и другие кинокомпании перехватят эту идею. Я говорил буквально следующие: Присоединяйся ко мне и вместе мы будем править Галактикой вечно! И когда в кино я услышал «Люк! Я — твой отец!», я подумал: Боже, вот это новость! Я об этом ничего не знал, пока не состоялась премьера. Меня позабавила реакция Марка Хэмилла (Mark Hamill). Марк сидел за двумя колонками напротив меня. Потом он мне признался, что боялся, что я перепрыгну через эти колонки и съезжу ему по физиономии за то, что он скрыл правду. Да, еще Харрисон Форд (Harrison Ford) в своей автобиографии написал, что он навсегда запомнил, как я после премьеры, поднялся со своего места, подошел к режиссеру фильма Ирвину Кершнеру (Irvin Kershner), ударил его по плечу и спросил: почему ты не сказал мне правду, что я отец Люка? Я ничего подобного никогда не делал, не знаю, откуда он это взял!. Я так ни разу и не видел сценария «Империи» целиком. Мне присылали диалоги, который я должен был произносить, накануне съемок и я должен был выучить их за ночь. А после съемок листы сценария полагалось вернуть, вот до чего они дошли со своей секретностью».
Во время съемок «Возвращения Джедая» («Return of the Jedi») Прауза ждал еще один очень неприятный сюрприз.
«Это был нечестный ход. Худшее, что они могли сделать. Я играл эту роль целых семь лет! Несправедливо, что маску сняли с другого актера, — говорит Прауз с горечью.
«Мне сказали, что это было потому, что маску снимают с Энакина Скайуокера, а не с Дарта Вейдера. Но я думаю, что истинная причина заключалась в том, что они не хотели дать мне шанс вернуться в роли Энакина во 2 и 3 эпизодах. Поэтому на эту роль пригласили очень пожилого актера Себастьяна Шоу (Sebastian Show), немного похожего на дядю Фестера из «Семейки Адамс». Потом ко мне подходили разные люди и говорили — «мы так надеялись увидеть вас». Дарт Вейдер на вид был в довольно неплохой физической форме, поэтому я думаю, они ожидали увидеть кого-то получше дяди Фестера! Иногда мне кажется, что он похож на Рея Милланда. Но, думаю, дядя Фестер подходит лучше всего».
Однако не все так мрачно и безнадежно на Темной стороне.
«Империя наносит ответный удар — это потрясающий фильм! Мой первый выход в «Звездных войнах», когда вы впервые видите Вейдера — действительно фантастическая сцена! Ее попытались повторить в «Империя наносит ответный удар» («Emperie Strikes Back»). Это была сцена в ледяной пещере, а мы были на ледяной планете — я и около десятка штурмовиков. Вся площадка была покрыта полистиролом, что должно было имитировать снег. Замысел заключался в том, что нужно было взорвать переднюю часть пещеры, после чего состоялся бы мой повторный «большой выход». Что же произошло? Мы, то есть я, два каскадера (Ян Диамонд — один из них) и около десятка штурмовиков ждем команды на выход. Но после слов «мотор», эта штука чуть не подорвала всю студию! Взрыв был гораздо больше, чем мы предполагали вначале. Было ужасно много дыма, полетели обломки полистирола. Тут мы слышим команду «мотор». Первыми пошли два каскадера — Ян Диамонд и еще один парень. Но там ведь ничего не видно, и получилось так, что они споткнулись об эти обломки и попадали на пол. Я, естественно, пребываю в полном неведении, слышу команду и выхожу следом за ними. А тут еще какой-то штурмовик наступил мне сзади на плащ. Я потерял равновесие и полетел в общую кучу. Надо полагать, это было незабываемое зрелище! Так эту сцену и не сняли».
Какой эпизод вам нравится больше всего?
«Конечно, «Империя наносит ответный удар»! Этот фильм — лучший в трилогии, гораздо более зрелый. Когда начались съемки, Ирвин Кершнер, режиссер этого фильма, сказал мне : «Я хочу, чтобы ты был думающим Вейдером. Не надо этого «бей, круши и рви на части!», как было в 4 эпизоде. В этом фильме только один недостаток. Бедный старина Хан Соло, которого увозит Боба Фетт, и ты думаешь — Боже, мне придется ждать три долгих года, чтобы узнать, что с ним случится, вернется он или нет? Я думаю, это была единственная причина, по которой «Империя» не имела такого успеха, как «Звездные войны». Я имею ввиду в финансовом отношении. Но все равно, на мой взгляд, этот фильм был намного лучше. И работать с Кершнером было гораздо легче чем с Лукасом. Пока я снимался в «Звездных войнах», я не получал практически никаких указаний от Лукаса. Единственное, что он мог сказать «Ты идешь сюда, до этой отметки напротив камеры, поизносишь реплику и идешь обратно». Вот и все. Манера работы Кершнера была совершенно другая. Он садился и подолгу обсуждал с тобой все, что связано с ролью, как он ее видит. Он объяснял почему твой герой должен поступить так, а не иначе, что он при этом должен думать и чувствовать. С ним было очень приятно работать».
Хотя Вейдер сыграл столь заметную роль в жизни и карьере Дэвида Прауза, есть другой, менее известный «супергерой», которым Дэвид гордится больше всего.
«The Green Cross Code Man (ведущий детского шоу о правилах безопасного перехода через дорогу) — без сомнения моя лучшая роль. В 1976 году британской правительство пригласило меня на роль этого своеобразного «Супермена». После того, как передача сошла с экранов, я просто ездил по школам и беседовал с ребятами. Таким образом нам удалось сократить количество смертей среди детей от дорожно-транспортных происшествий почти вдвое — от 40000 до 20000 в год. Кампания была такой успешной, потому что все дети знали, что хотя я одет как супермен, на самом деле я — настоящий Дарт Вейдер, с которым, оказывается, можно запросто поболтать!
Дарт Вейдер — это, конечно, хорошо, но Green Cross Code — это действительно стоящее дело, лучшее, что мне удалось сделать в жизни. Мне вообще очень повезло –я побывал и спортсменом, и актером, встретил множество замечательных, прекрасных людей. Но все равно, Green Cross Code — это лучшее, что было в моей жизни».
Как и все ветераны Звездных войн, Прауз тоже посмотрел «Призрачную угрозу» («The Phantome Menace»).
«Я смотрел I эпизод в небольшом городке в Северной Каролине, под названием Вилсон. Я чуть не опоздал на фильм, потому что пока я пробирался к входу, меня все узнавали. А когда я все-таки ухитрился зайти в кинотеатр и меня представили публики, весь зал встал, приветствуя меня аплодисментами. Это было здорово! Конечно, когда я вышел, журналисты бросились задавать разные вопросы, например, почему я не в Лос-Анджелесе и не в Нью-Йорке на премьере, а в этом небольшом городке? Меня спросили, что я думаю о новом фильме. Я ответил: «Что ж… Это Звездные войны!» Меня немного беспокоит, что к этому фильму будет трудно придумать продолжение. Не знаю, может быть, я немного устал, у меня перед этим был большой гастрольный тур. Ведь все пророчили этому фильму большую славу, что он превзойдет в прокате даже нашумевший «Титаник». Фильм, конечно, сделан очень качественно, но, честно говоря, мне кажется, что он что-то утратил. Может быть искренность, присущую первым эпизодам? И еще, как бы это сказать, когда смотришь первые Звездные войны, ты не связываешь, то что увидел на экране с тем, что происходит вне фильма. Ты видите героев — Дарта Вейдера, Гана Соло, Принцессу Лею и не думаешь: «О, это Харрисон Форд играет Гана Соло!» А когда смотришь этот фильм, сразу обращаешь внимание на звезд экрана: «О, это Лайам Ниссон (Liam Neeson) играет Куай-Гона! Или кто-там играет Джар Джар Бинкса». Вот уж кого терпеть не могу, честное слово, пока смотрел, готов был свернуть ему шею! Я не мог понять ни слова их того, что он говорил! Точно так же как я не мог понять короля гунганов, только «Бууу» и все. Есть, конечно и очень удачные сцены! Подводная съемка сделаны просто великолепно! Лучшим, безусловно, был Сенатор Палпатин, Ян МакДиармид (Ian McDiarmid), актер номер 1 среди всех английских актеров! Он делал фантастические вещи на протяжении всего фильма. Отмечу сцену, когда он обращается к сенаторам. Но в целом у фильма два недостатка. Ну, во-первых, в нем слишком много компьютерной анимации. Во-вторых, фильм был сделан с явным расчетов на коммерческий успех. В каждой сцене появляется новый персонаж и думаешь — вот, можно сделать еще одну игрушку на продажу. Словом, это великолепно снятый очень профессиональный фильм, но он потерял ту незабываемую атмосферу первых Звездных войн».
Дэвида очень огорчил тот факт, что на одной из конвенций использовался Марш Империи, чтобы представить Дарта Мола (Darth Maul).
«Честно говоря, я был немного обижен тем, что они использовали марш Вейдера во время представления Дарта Мола. Да как они смеют! Это ведь моя музыка! (Смеется). Это было в Денвере, на одном из мероприятий, посвященном Звездным войнам. На сцену пригласили Дарта Мола. А мне сказали, что мое появление там было вообще нежелательно. А когда они заиграли марш Вейдера, мне стало так обидно!
Нет, знаете, наверное, мне просто надо еще раз посмотреть этот фильм. Я знаю многих, кто говорил, что он производит настоящее впечатление только со второго или третьего раза. Посмотреть его еще раз — вот что мне надо сделать. Будет премьера в Лондоне, но я вряд ли туда успеваю.
Прауз считает, что Дарт Мол совсем не такой могущественный персонаж как Дарт Вейдер.
«У Вейдера, без сомнения, более зловещий вид. Дарт Мол — превосходный боец, лучший образ бойца в современном кинематографе. Ми все таки, не смотря на великолепную спортивную подготовку и прекрасное владение техникой боя, большую часть экранного времени Мол отступает. Если вы посмотрите внимательно, он всегда сначала убегает, а потом возвращается. Нет, конечно, это очень впечатляющий образ, но не такой, как Вейдер. Я говорю это, не потому что я играл Вейдера, нет. Просто Мол — прекрасный боец, но не больше».
Прауз все же надеется, что его пригласят на роль Дарта Вейдера в III эпизоде.
«Я скрестил пальцы на удачу. Думаю даже обратится с этой просьбой к самому Джорджу Лукасу: Пожалуйста, позволь Дэйву Праузу сыграть Дарта Вейдера!».
Однако Прауз не зацикливается только на Вейдере. Он так же, если не больше, гордится теми делами, которые реально могут помочь людям. Более 10 лет он был лицом детской образовательной программы, обучающей правилам безопасного перехода через дорогу.
«В 1983 году Р. Рейган пригласил меня на международный слет людей с ограниченными физическими возможностями... Я также работал с глухими детьми... Там проводилась специальная Олимпиада. Ты стараешься помочь, чем можешь».
За активную благотворительную деятельность в 2000 году Дэвид Прауз стал кавалером ордена британской Империи. Награждение состоялось в Букенгемском дворце и Дэйв был представлен королеве Англии. В этот день радость Дэвида разделили его жена Норма, дочь Рэйчел, внучка Анна и, конечно, множество его поклонников!
1990 года, у Дэвида обострилась болезнь, которая преследовавшая его с детства. Артрит все-таки нанес свой «ответный удар». Дэвида мучили страшные боли и британские врачи даже рекомендовали ампутировать одну ногу выше колена. К счастью этого удалось избежать. Но с тех пор у него одна нога немного короче другой и ходить он может только опираясь на трость.
В феврале 2001 года Дэвид слег с непонятной болезнью крови, которую первоначально диагностировали как септический артрит. Что бы это не было на самом деле, это было действительно ужасно. Началось все с того, что у Дэвида были парализованы обе руки, все это сопровождалось сильным болями в спине. Чтобы хотя как-то облегчить боль Дэвиду сделали переливание крови, постоянно кололи морфий. С помощью антибиотиков врачам удалось остановить сепсис. В это время Дэвид буквально был на волосок от смерти.
Однако все эти несчастья не сломили его дух. Во время болезни, он написал книгу воспоминаний «Straight From The Force's Mouth», в которой описал всю свою жизни и дал много ценнейших сведений о том, как проходили съемки столь любимого нами фильма. Кстати, это далеко не первая авторская работа Дэвида. Еще в 80-е годы увидела свет его полуавтобиографическая книга «Fitness is Fun», где он делится с читателем своими профессиональными тренерскими секретами, и книга для детей о правилах перехода через дорогу «Play safe With The Stars».
Сейчас Дэвид чувствует себя намного лучше. Он по прежнему смотрит на жизнь с оптимизмом, путешествует по всему миру, встречаясь со своими многочисленными поклонниками. Сейчас он снимается в юмористическом фильме, посвященном отношениям «старых» фанатов к «новым» Звездным Войнам под названием «Спасение Звездных Войн» (Saving Star Wars). «В это фильме будет много шуток» — говорит Дэвид, — «и это здорово, потому что в моей жизни было так мало веселого последнее время.»
Все денежные средства от конвенций идут на благотворительные цели в поддержку людей, больных артритом.
Будем надеяться, что когда-нибудь Дэвид посетит и наши края. В этом нет ничего невозможного, потому что Дэйв очень открытый и демократичный человек. Он с большой симпатией и уважением относится к своим поклонникам, и они отвечают ему такой же искренней любовью.
Фильмография
1983 ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД VI — ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЖЕДАЯ / STAR WARS: EPISODE VI — RETURN OF THE JEDI, Дэвид Прауз (David Prowse) играет Дарта Вейдера (Darth Vader).1980 ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД V — ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР / STAR WARS: EPISODE V — EMPERIE STRIKES BACK, Дэвид Прауз (David Prowse) играет Дарта Вейдера (Darth Vader).
1978 КАК ВАМ ЭТО ПОНРАВИТСЯ (Комедия Шекспира) / AS YOU LIKE IT, Дэвид играет Чарльза.
1978 A HORSEMAN RIDING BY (TV series in 1978), героя Дэвида зовут Джем Поллок (Jem Pollock).
1977 ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД IV — НОВАЯ НАДЕЖДА / STAR WARS: EPISODE IV — A NEW HOPE, играет Дарта Вейдера (Darth Vader).
1977 JABBERWOCKY, в этом фильме Дэвид играет две роли: Черного рыцаря (Рыцаря тьмы) и Белого рыцаря (Рыцаря добра).
1977 PEOPLE THAT TIME FORGOT, Дэвид в роли палача.
1974 ФРАНКЕНШТЕЙН И МОНСТРЫ ИЗ АДА / FRANKENSTEIN AND THE MONSTER FROM HELL
1973 BLACKSNAKE, Дэвид Прауз (David Prowse) в роли Jonathan.
1972 ЦИРК ВАМПИРОВ / VAMPIRE CIRCUS, Дэвид играет циркового силача, который помогает вампирам легче расправляться с их жертвами.
1971 CARRY ON HENRY, Фильм показывает эпоху Генриха VIII. Дэвид играет палача.
1971 ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН (по роману Энтони Берджесса) / A CLOCKWORK ORANGE, герой Дэйвида Прауза (David Prowse) — Джулиан, слуга и телохранитель писателя Фрэнка.
1971 UP THE CHASTITY BELT, героя Дэйвида Прауза (David Prowse) зовут сэр Грумбелл де Грант (Sir Grumbell De Grunt). Он учувствует в сцене поединка с главным героем (Frankie Howerd).
1971 UP POMPEII
1970 HORROR OF FRANKENSTEIN, играет монстра, который убегает из лаборатории, где его сотворили.
1969 CROSSPLOT, в роли гостя на свадьбе.
1968 HAMMERHEAD, в роли George.
1967 CALLAN, играет мясника в магазине.
1967 CASINO ROYALE, в роли Frankenstein's monster.
Источник: http://www.daveprowse.narod.ru