Enty
19 April 2004, 10:51
Вот господа, не приходило ли вам в голову, что мир ЗВ - очень много общего имеет со вредневековой европейской мифологией да и не только с ней?
Например, юность и ранние подвиги Люка Скайвокера очень сходны с легендой о Парсифале. Оба героя воспитывались в глуши, над обоими посмеивались, так как они были неопытны и наивны, оба пережили скорбь от утраты билизких. Император сильно смахивает на Клингзора - оба искусители и хитрецы. В историях Кундри и Дарта Вейдера есть общее - и та, и другой были хорошими, да не повезло - встретился им Клингзор/Палпатин.
Тви'лекка
19 April 2004, 20:10
Из всех легенд и мифов лично мне в голову приходит только миф о непорочном зачатии. Но это и так все знают.
А таких имён, как Парсифал, Кундри и Клингзор я вообще никогда не слышала. Увлекалась только греками, но на Олимп ЗВ что-то не слишком похожи.
Хотя нет: вот Палпатин - просто вылитый Зевс-громовержец - вон как молниями швыряется почём зря! :-)
Адди_Галлия
20 April 2004, 00:42
Enty
Я думаю тебя заитересует эта статья. Она была опубликована в жирнале ''МК бульвар'' № 19-20 (257-258), 6-19 мая 2002, стр. 10-20.
МИФОЛОГИЯ
Семь киноведческих мифов о "Звездных войнах"
В начале девяностых критик Сергей Кудрявцев написал в первой отечественной бесцензурной киноэнциклопедии "500 фильмов" о "Звездных войнах": "Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную "звездную фантазию". С тех пор разговоры о "постмодернистском характере" знаменитой тетралогии и поиск цитат и источников, использованных Джорджем Лукасом, стали любимым занятием киноведов. Между тем они даже не замечают, что, представляя Лукаса лишь изобретательным собирателем интеллектуальных мозаик, они не только через раз грешат против истины, но и обижают совершенно оригинального и самодостаточного творца, обладателя едва ли не самой буйной фантазии в современном кино и создателя самой невероятной "фантастической реальности" из когда-либо существовавших.
Миф первый. О самураях
Каждый уважающий себя кинокритик начинает статью об истории "Звездных войн" с рассказа о том, что фильм Джорджа Лукаса - римейк фильма Акиры Куросавы "Трое негодяев в скрытой крепости" (1958). Это так (Лукас неоднократно признавался в любви и к творчеству Куросавы в целом и к "Негодяям" в частности) и не так (сюжет о перемещении принцессы из пункта А в пункт Б при помощи странствующего рыцаря вполне можно считать общеукорененным в мировой культуре). Еще критики любят по-рассуждать о самурайских "корнях" джедаев, на что уже никаких свидетельств Лукаса не имеется. На самом деле, вряд ли что-то, кроме мечей (хотя и мечи общие только по названию, а не по принципу убойного действия), роднит рыцарей лукасовской галактики и средневековых японских воинов. Главное отличие - сугубо индивидуалистской идеологии самураев противопоставлен закрытый и разветвленный Орден, в котором во главу угла поставлена взаимовыручка и система наставничества. Да и с моральной точки зрения самураи и джедаи - нечто прямо противоположное: первые принципиально вне этики, бывают хорошие и плохие, запросто могут служить наемниками и менять своего господина. Ну а где вы видели плохого джедая, да еще наемника?
Миф второй. Империя - Третий рейх
"Звездные войны" появились в разгар холодной войны, когда противостояние "империи добра" и "империи зла" было особенно острым. Правда, открытые намеки на Советы всегда считались в Голливуде дурным вкусом. А вот нацистская Германия в качестве эстетического образца годилась вполне. Стальные френчи и высокие фуражки офицеров империи недвусмысленно намекали на вермахт и СС; в этой нехитрой конструкции Император выглядел совершеннейшим Гитлером, а Дарт Вейдер - то ли немецким армейским генералом, соблазненным идеями национал-социализма, то ли еще каким соблазненным.
При всей привлекательности такой трактовки (тем более что Лукас известен своими либеральными взглядами) гораздо интереснее сопоставить лукасовскую галактику с Древним Римом. Огромная многонациональная Республика, раздираемая внутренними противоречиями и гигантским бюрократическим аппаратом, сильный и хитрый Цезарь, избранный на ее высший пост и в конце концов становящийся единоличным правителем. Однако в "Скрытой угрозе" лукавый Лукас подкинул любящему подтекст зрителю еще один манок. Незаурядный аппаратчик, становящийся вождем на волне возмущения против прежнего государственного устройства, так сильно смахивает на первых восточноевропейских лидеров, что волей-неволей начинаешь подозревать в прототипе канцлера Палпатина самого Бориса Николаевича
Миф третий. Об Эдипе
Сразу же после выхода 'Возвращения Джедая" один американский журналист остроумно заметил, что, если Лукас когда-нибудь снимет продолжение своей трилогии, Люк Скайуокер должен непременно жениться на собственной матери. С легкой руки рецензента рассуждения о том, что одним из источников, откуда Лукас черпал вдохновение, является древнегреческий миф об Эдипе, пошел гулять по страницам прессы. Есть даже несколько книг, посвященных психоаналитической подоплеке саги. Версия сия, однако, не выдерживает и малейшей критики и вообще может распространяться только в кругах, Фрейда читавших, а Гомера и Софокла - нет. Согласно неоднократно перелицованной мировой литературой эллинской легенде, фиванский царь Эдип убил своего отца и женился на собственной матери, не зная, что они его отец и мать. Ну а отважный Люк Скайуокер обнажил (или, если быть более точным, "включил") свой меч на лорда Вейдера, прекрасно зная, что перед ним - его собственный папочка. А вот "комплекс Электры" (девичий вариант эдипового комплекса) у принцессы Леи явно присутствует - не знающую о родстве с "темным лордом" девушку определенно тянет к закованному в латы космическому негодяю.
Миф четвертый. О техническом прогрессе
Умопомрачительные - как снаружи, так и изнутри - космические корабли, виртуозные в своей изобретательности интерьеры космического города, бездна всевозможных технических примочек, придуманных Лукасом, - в глазах окружающих автор "Звездных войн" предстает абсолютным защитником и певцом технического прогресса. Кое-кто склонен даже видеть в техногенном антураже основной смысл лукасовской эпопеи. Между тем для того, чтобы убедиться, что уж что-что. а машинерия будущего интересует режиссера в наименьшей степени, достаточно всего лишь внимательно смотреть. Хотя бы на роботов R2D2 и СЗРО. В "Скрытой угрозе" они ничуть не отличаются ни внешне, ни внутренне от себя самих в "Новой надежде". А ведь между "Эпизодом IV" и "Эпизодом I прошло добрых полвека. И уж любой апологет НТР вовсю бы развернулся, демонстрируя, как далеко ушла наука за эти пятьдесят лет. Могут, конечно, возразить: для Лукаса-продюсера было принципиально важно, чтобы роботы в "Эпизоде I оставались точно такими же, как и в старой трилогии, - для лучшего промоушна, разумеется. Ну так не зря говорят, что автор не всегда властен над своими персонажами: коммерческий расчет коммерческим расчетом, а не вышло из R2D2 и СЗРО роботов нового поколения, а из Лукаса - третьего брата Стругацкого.
Миф пятый. О буддисте Йоде
Если верить фильму "Форрест Гамп", к концу семидесятых годов все бывшие хиппи и дзен-буддисты шестидесятых годов превратились в Соединенных Штатах в "потерянное поколение" потребителей диско-музыки и кокаина. Так ли оно - Бог весть, но, только посмотрев "Войны", бывшие хиппи повылазили из своих диско-дыр и начали искать в фильме милый своему сердцу психоделик. Сцены вроде "домашнего концерта" у Джаббы или праздника у эвоков в третьей части наполняли их сердца гордостью за боевую молодость - это ж надо, как Лукас придумал, не иначе травы дунул. Учитель джедаев Йода на этом фоне выглядел совершеннейшим буддистским гуру, забравшимся на планету Дагоба.
Даже если опустить, мягко говоря, далекие от идеологии ненасилия "предметы", преподаваемые Йодой своим ученикам на протяжении всех восьмисот лет педагогической деятельности, не может не внушать подозрения методика предполагаемого галактического гуру. В буддистском монастыре ничего не рассказывают и не объясняют, в лучшем случае предлагая "делать, как я". За исключением эпизода с вытаскиванием звездолета из болота, Йода вообще ничего не демонстрирует. Зато много и со вкусом рассуждает о Силе, предлагает Люку "учиться плавать прямо в море" и вообще обнаруживает свое сходство скорее с преподавателями американских колледжей. Те тоже стремятся отучить студентов "зазубривать", научив "думать". Насколько такой подход полезней - вопрос спорный, но к буддистской практике он уж точно не имеет никакого отношения.
Миф шестой. О космических рыцарях
Джедаи - они, конечно, рыцари. О чем повторяется в течение фильмов бессчетное количество раз. Hv а если есть рыцари, то "Звездные войны" - фантастический пересказ классического рыцарского романа. Тем более что "доказательств" подобной смелой постмодернистской гипотезе можно подыскать без труда. Вот. например, "Смерть короля Артура" Томаса Мэлори. Там, как правило, рыцари-анонимы до тех пор, пока хотят скрыть свое имя, упорно не снимают шлем. Ассоциации с лордом Вейдером возникают сразу. Про подвиги ради прекрасной дамы и говорить не приходится. Однако с классическими рыцарями (из романов, разумеется) у джедаев не больше общего, чем с самураями. Где, например, беспрекословная верность сюзерену, без которой не место за круглым столом? Где страдания за обладание оружием и доспехами? (Оби-Ван Кеноби достает из сундука меч и вручает его Скайуокеру, а он даже колен не преклоняет.) Где, наконец, видано, чтобы рыцарей кто-то учил быть рыцарями! Да тут о благородном происхождении и речи быть не может.
Если серьезно, то у "Звездных войн" есть другие, пусть не такие старые, но не менее почетные литературные родственники. Неоднократно отмечалось, что на таком благодатном материале, как "Войны", так и не были сделаны полноценные комиксы. Думается, дело тут не в запутанных бизнес-интересах Джорджа Лукаса. Комиксы не могли быть сняты "по мотивам" фильма, потому что сам фильм в значительной степени опирается на комиксовую традицию. А Люк Скайуокер - наследник не Ланселота и Галахада, а Бэтмена и супермена (разумеется, в их изначальном, а не киношном виде).
Миф седьмой. О Спасителе
"Каждый находит в лукасовской саге что-то свое" - еще один киноведческий штамп, кочующий из статьи в статью. Обычно тут имеют в виду детей и взрослых, намекая на универсализм восприятия "Войн". Без особой натяжки этот же метод можно применить и к людям, "сдвинутым" на различных пунктиках. О бывших хиппи мы уже поговорили, на очереди - религиозные фанатики. Популярный в начале 80-х годов слух о существовании в США целой секты, полностью ориентированной на "Звездные войны" (и якобы активно поддерживавшейся и даже спонсировавшейся самим режиссером), оказался анекдотом, но количество людей, всерьез выискивавших в фильме парахристианские мотивы и даже олицетворявших Люка Скайуокера с Иисусом Христом, было довольно внушительным.
Этот миф опровергнуть легче всего, поскольку его опроверг сам Лукас, заявив, что "Звездные войны" не имеют никакой религиозной подоплеки и вообще кино не об этом. Сказано это было в некотором раздражении, и, разумеется, никто из уверовавших в Люка-Христа не поверил ни единому слову. Дело, разумеется, не в фанатиках - мировоззренческая основа "Звездных войн" действительна довольно интересна и имеет много серьезных интерпретаций. Что до Люка-Христа, то здесь уместно процитировать одного из этих интерпретаторов, пошутивших: "Я не знаю, является ли Скайуокер Спасителем. Но то, что Иисус - джедай, не вызывает у меня ни малейшего сомнения".
Luke Skywalker
20 April 2004, 09:56
Адди_Галлия, спасибо за статью.Только зря они в статье самураев обидели.
Если честно, я видел сравнения на других форумах и с историей короля Артура, и с уже упомянутыми фильмами Куросавы, но могу сказать, что все эти истории настолько архетипичны, что исторические корни самого сюжета искать бесполезно. Никто же не обвиняет вообще всю литературу в плагиате с мифов.
Lord Vader
20 April 2004, 16:04
Классная статья. Спасибо, Адди.
Не удержусь от комментариев.
Статья, написана хорошо, лихо, но тут, по-моему, перекос в другую сторону.
Мне-то кажется, что сага Лукаса имеет все-таки больше отношения к сюжету о короле Артуре, чем к комиксам о Бэтмане. Сводить ЗВ у культуре комикса можно только в полемическом запале.
Сюжет ЗВ вобрал в себя много популярных и узнаваемых литературных ходов, которые Лукас заимствовал из самых разных источников, ничуть не заботясь об их аутентичности.
Да, философия Йоды имеет мало общего с буддизмом, но зато он очень точно копирует и пародирует западных проповедников восточной мудрости.
то, что Лукас, первоначально ориентировался на культуру самураев, это хрестоматийный факт.
Параллели Люк - король Артур, Оби Ван Кеноби - Мерлин, довольно прозрачны. А концепция Темной стороны силы, которая меняет сознание человека напрямую связана с Толкиеном, который, как известно, многое взял из волшебных сюжетов ирландского, шотландского и т.д. народов.
Ключевой момент в саге - это же классический для фольклора всего мира сюжет о поединке отца и сына. Только в народном варианте отец сражается на стороне добра и убивает своего сбившегося с пути сына.
Что касается параллели, Люк - Иисус, то она могла по моему родится только в больном воображении.
Христианских параллелей в сюжете ЗВ нет. Зато в ЗВ есть христианская этика, несмотря на "самурайский" антураж. А именно идей прощения м покаяния.
А вообще ЗВ - асболютно самостоятельное явление, состоящее из множества элементов, но к ним не сводимое. В этом, как мне кажется, главное его отличие от постмодернистского пастиша или как там его...
Volture Arachnids
20 April 2004, 17:56
Замечу только, что влияние ТСС и ССС описаны так, как будто их копировали из истории древних кельтов. Я имел в виду паганизм и некоторые законы магии. Например, очень хорошо паганисты описывают, как маги , делающие что-то во вред другим, постепенно "извращались" так, как это было с Палпатином. Тёмные методы, вели к разрушению отранизма и т.д. Светлые же методы, лечили тело и дух. Помогали противостоять болезням и так далее. Существует так-же закон, по которому в зависимости от того, какими методами ты пользуешься, произходит изменение твоего внутреннего образа. Эдакий переход на ТСС. причём всегда упоминается, что вернуться с "тёмных" методов , на "светлые" крайне сложно. Некоторые кельты верили, что магия во всём живом, что она объединяет всё. По моему тут ясно видна аналогия описания магии паганистами, и Силы Лукасом.
Luke Skywalker
20 April 2004, 19:30
Lord Vader и Volture Arachnids, можно бесконечно искать параллели в различных религиях, и, самое интересное, найти почти в каждой. Потому что ценности у человечества всегда были схожи.
Адди_Галлия
21 April 2004, 00:05
Luke Skywalker
Lord Vader
На за что, всегда рада. На самом деле это только часть статьи, остальное не имеет отношения к теме, но если кого интересует ее полное содержание - могу кинуть ссылку.
Enty
26 April 2004, 10:15
Упс, сама не ожидала таких загонов... Здоровская статья, жаль, сейчас цитировать не могу, спасиббо за нее. Ну, а насчет Парсифаля - был такой юноша, у которого отец был четкий воин, но погиб в сражении. Жена героя заявила, что избавит их ребенка от такой участи и воспитает его в уединении и в незнании о рыцарстве. Парень вырос таким образом, но однажды все же повстречал рыцаря, который все испортил... Ну как, впечатляет? Кстати, самый главный злодей Клингзор умертвил потом мать Парсифаля.
А потом началось. Юноша был посвящен в рыцари и насовершал много славных подвигов. Если углубляться и далее, то проще мне будет эту легенду изложить целиком, а счас времени нету.
И кстати, ЗВ - не типичный рыцарский роман. Куртуазности ему не хватает.
Где, наконец, видано, чтобы рыцарей кто-то учил быть рыцарями!
Здрасти, а между прочим, у юношей благородного происхождения непременно были воспитатели-рыцари, которые их так школили, что любо-дорого!
TRAUN
27 April 2004, 03:22
Общее между Сагой о "ЗВ" и сказкой? Только одно: НАИВНАЯ ВЕРА В ТО, ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО.
Не знаю, не знаю. Кто там наивно верил в хороший исход? Скайвокер-младший сомневался в благополучном исходе своей затеи с обращением отца на светлую сторону Силы, многие повстанцы погибли под огнем имперцев, зная заранее, что им не жить, Кеноби вообще пал духом, когда оба его ученика, первый - потемнел, второй в пекло на Беспине полез...
Но ведь поведению многих Джедаев можно позавидовать - шли на верную смерть и гибли, гибли, гибли... Этому проведению на нынешней Земле есть название - северная теория мужества.
А эта теория широко задействована в "Беовульфе"...
Я где-то краем уха слышала (или читала), что в ЗВ есть что-то от легенды о Граале. Кто-нибудь может это объяснить?
От какой именно легенды?
Если это собственно миф о том, как Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь Христа - то общее, на мой взгляд, только одно - и Джедаи, и рыцари Грааля объединялись под какой-то идеей, кто под Граалем, кто под Силой.
А вот миф о том, как Парсифаль пришел в замок Монсальват и остался там сперва как рыцарь Грааля, а потом как властитель замка - ОЧЕНЬ сильно напоминает ЗВ. Хотя бы вот взять историю того, как Скайвокер-сын сперва стал мастером, а потом обосновался на Явине, в замке, кстати...
Вот и нашлось общее...
Лукас создавал "Звездные войны" под впечатлением книги Джозефа Кэмбелла "Тысячеликий герой" (другой перевод - "Герой с тысячью лиц"). Это научный труд по мифологии. Всем настоятельно рекомендую прочесть. Книжка популярная, в продаже имеется почти повсеместно. Читается легко. А уж сколько знакомых моментов там есть!
Например, например? Очень люблю в своих обожаемых ЗВ выискивать параллели со всем, что на пути попадается...
EntyПо большей части это касается архетипических основ мифологии. Например, в книжке очень много говорится про взаимоотношения отец-сын. Так что я почти не сомневаюсь, что Лукас с самого начала знал всю правду о папе Люка, только помалкивал.
А в книге есть конкретные примеры того, как герой мифа приходил к своему отцу (богу или солнцу), а тот его подвергал всяким неприятным и болезненным испытаниям

Но потом, когда герой их с честью проходил, признавал свое отцовство ну и так далее, со всеми вытекающими хэппи-ендами
А мне особенно понравился подробный рассказ дальнесибирского мифа о Вороне, который попал в желудок кита

Это образ символизирует поход героя на тот свет (своего рода испытание). Кстати, в желудке кита Ворон встретил девушку - душу животного.
А вообще я подробно об этом писала
тут
Прочитала и понравилось. Ну между прочим, кое-что Кэмпбелл позаимствовал у Фрезера... К сожалению, не могу нигде добыть полный вариант его "Золотой ветви". А вот зато у меня есть В. Пропп "Исторические корни волшебной сказки". И я, возможно, даже в ближнее время тисну статейку с цитатами из него...
Да и вообще, я тут подумала вот о чем: знал ли Лукас, что все эти заигрывания с мифом выпускают джинна из бутылки? Что будет такой резонанс? Ведь насколько мне известно, он был уверен в провале своего детища...
Миф - вещь нерпедсказуемая, никогда не знаешь, чем это кончится - как с деревянной пушкой африканских повстанцев: то ли во врага выстрелит, то ли тебя разорвет...
Luke Skywalker
13 May 2004, 18:03
Enty, В. Пропп и его "Исторические корни волшебной сказки" - это немного другое. Все, что там говорится, относится к народной сказке в чистом виде. А уж если у Звездных Войн и есть сказочные параллели, то это уже литературная волшебная сказка. А это вещи очень и очень даже разные. Народная сказка жестко нормирована, а в литературной уже могло быть то, что было в ЗВ.
EntyА Кэмпбелл, собственно говоря, Америку и не открывал. Он вообще никаких открытий не далает - просто систематизирует то, что уже открыли до него: от Юнга до Отто Ранка.

А Лукас потом уже просто взял готовые формулы и адаптировал к своему фильму.
И никаких "заигрываний" с мифологией тут и нету. Кэмбелл как раз и говорит о том, что все эти "истории" у нас заложены в подсознинии (коллективном бессознательном по Юнгу). Только Лукас их использует осознанно.
Цитата
В. Пропп и его "Исторические корни волшебной сказки" - это немного другое. Все, что там говорится, относится к народной сказке в чистом виде.
И вот ничегошеньки подобного! Пропп ведь в этом труде лишь продолжает систематизировать морфологию сказок. Уважаемая
Nash правильно сказала о Юнге.А ведь и русские сказки, и ЗВ - лишь отражение архетипов...
Кстати, уважаемый
Luke, не приходило Вам в голову, что Йода сильно похож на Бабу Ягу?
Luke Skywalker
18 May 2004, 19:03
EntyЦитата(Enty @ Май 18 2004 @ 13:22)
Пропп ведь в этом труде лишь продолжает систематизировать морфологию сказок.
Пропп дает морфологию именно народной сказки, которая близка к мифу. Именно в этих сказках все эти "волшебные предметы" да инициации и работают.
Литературная традиция, конечно же, почерпнула многое из народных сказок, но не зная первоосновы, символики всего этого, писатели перерабатывали многие сюжеты почти до неузнаваемости. А Звездные Войны опираются именно на литературную традицию, хотя, при желании, как я уже говорил, притянуть за уши можно вообще что угодно. Тем более, в последнее время это стало модно.
Когда кто-то из собирателей сказок XIX в (фамилии не помню, по-моему Афанасьев, но могу и ошибаться), включил в свой сборник две непереработанные сказки (а в том самом виде, в котором они и бытовали в народе), то это вызвало возмущение и непонимание. Это же все характерно и для западного общества.
Цитата(Enty @ Май 18 2004 @ 13:22)
Кстати, уважаемый Luke, не приходило Вам в голову, что Йода сильно похож на Бабу Ягу?
Нет. Он живой =) А если серьезно, то с Толкиена в этом образе взято больше. Тем более, Йода - не даритель "волшебных предметов" и не пожиратель юных падаванов. И Люк ему в избе пол не подметал семь лет. Именно такие отношения учитель-ученик могли появиться уже из другого жанра.
Да и поздновато что-то по-возрасту для Люка. Он уже успел "стать взрослым", тогда как встреча с Ягой одна из вариаций обряда инициации.
Цитата(Enty @ Май 18 2004 @ 13:22)
А ведь и русские сказки, и ЗВ - лишь отражение архетипов...
Каких именно?
Lord Vader
19 May 2004, 09:55
Nash
Приветствую Вас.
Что касается мифологичности, то тут я согласен с Люком.
ПО большому счету то, что в XX веке приняио называть мифологией есть лишь позднейшая реконструкция, ориентированная на сознание нужды и потребности современного человека. Это как мне кажется и рекострукции Проппа касается
Luke Skywalker
20 May 2004, 10:37
Lord Vader, Вот именно. Просто, то что именуется у нас "мифологией" (возьмите хотя бы греческую) - это не изначальные мифы. Это уже поздние изложения, включающие в себя вольные перессказы трагедий Софокла и Еврипида, которые в свою очередь были сильно изменены в эпоху классицизма, когда пошла мода на все греческое. А уж что дожило до наших дней... И так с любой мифологией.
Сам по себе сюжет еще не обозначает никакой мифологичности, так как нет никакой смысловой нагрузки его комнонентов именно в плане.
Цитата
Просто, то что именуется у нас "мифологией" (возьмите хотя бы греческую) - это не изначальные мифы. Это уже поздние изложения,
Вот поэтому Кэпбелл обращается в большинстве своем не к популярным мифам Древней Эллады или к библейским сюжетам, а приводит в пример мифы и обряды древних племен Австралии, Дальнего востока - то есть максимально достоверные первоисточники.
Цитата
Nash
Приветствую Вас.
*смотрит на ник и аватар сказавшего это*
И вам тоже здравствуйте...
Luke Skywalker
20 May 2004, 19:33
NashЦитата(Nash @ Май 20 2004 @ 14:12)
Вот поэтому Кэпбелл обращается в большинстве своем не к популярным мифам Древней Эллады или к библейским сюжетам, а приводит в пример мифы и обряды древних племен Австралии, Дальнего востока - то есть максимально достоверные первоисточники.
Вроде не про него говорили... однако, с течением времени меняется вообще все. И мифы востока, так же, как и греческие, претерпели ряд изменений, потеряв многое из первоначального своего сакрального смысла.
Хмм, а что есть миф? Кто может сформулировать достаточно полное определение энтого хитрого термина?
Вот например, такая хрень. Если миф - это народное искусство (неважно, какого народа), то что есть народное искусство? "Этнографические консервы", что ли? Или еще и то, что создается здесь и сейчас ЛЮБЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЛЮБОГО НАРОДА?
А "ЗВ" куда отнести? Просто к современному искусству или к мифам?
Энто я так спросила, ага.
Luke Skywalker
26 May 2004, 12:29
Это надо в определениях копаться. Честно, лень. Мифы близки к народным сказкам.
Звездные Войны - это продукт современности. Но так как нельзя жить в современном обществе, не зная своего прошлого, то какие-то отсылки на сюжетном уровне естественно имеются. Но не больше.
Red Snapper
27 May 2004, 19:32
в ЗВ ещё немало и от библии, священной книгой для всех верующих. взять хотябы непрочное зачатие Марии и Шми.
Fey'lya
27 May 2004, 22:32
2all
Лукас, по сути, ничего не выдумал сам, например:
титры с предысторией один-в-один слизаны из сериала о Флэше Гордоне...30-х годов, между прочим(только там черный шрифт ползет по серому, а не желтый по черному);
большая часть сюжета подсмотрена у Акиры Куросавы "Тайная крепость" 1958г. Кто видел - тот поймет; к тому же, костюмированная историческая драма о самураях называется в Японии "jidai-geki", уберите последнее слово...что останется?)))
з.ы. создатель "Дюны" Фрэнк Герберт до сих пор дуется на Лукаса за сплагиаченные идеи из своего фильма: имена героев, ключевые планеты, средства передвижения были содраны, слава Богу, не в чистую, но имеют весьма определенное сходство;
список можно продолжать)))
вывод: Лукас взял чуточку своих свежих идей, грамотно смешал с идеями других режиссеров и вуаля - SW, к-й мы любим и боготворим))))
Red SnapperНепорочное зачатие - это далеко не "изобретение" Бибилии. Во многих древних мифах зачатие от животного-духа-растения и т.д. присутствует.
Fei`liaНу, как говорится "все новое - хорошо забытое старое". Тот же "Флэш Гордон" по сути - скучный фильм. А у Лукаса вон какая конфетка получилась
Цитата
в ЗВ ещё немало и от библии, священной книгой для всех верующих. взять хотябы непрочное зачатие Марии и Шми.
Соглашаюсь. Да и кроме того, в истории Люка и Христа есть немало общего. Может прав был Толкин, когда говорил и писал о том, что Библия - суть самая главная волшебная сказка и другие сказкомифы (
это мой неологизм - Enty) повторяют и отражают ее.
Потом, разве не задача художника - показывать истину во многих видах, не только в тех, какие были использованы Творцом?
Добавлено: Цитата
вывод: Лукас взял чуточку своих свежих идей, грамотно смешал с идеями других режиссеров и вуаля - SW, к-й мы любим и боготворим))))
Это дилетанты заимствуют, профессионалы - ВОРУЮТ!!!Это кто-то сказал, а кто - не помню
Добавлено: Кто скажет, что Лукас - дилетант, пусть первый бросит в меня камень!
Fey'lya
28 May 2004, 11:31
Nashежели имеется ввиду ОТ, так это сказка, в ее чистейшем дистилированном виде))) (ИМХО, естессно);
я к тому, что свежих идей у Лукаса чуть...
ФГ может и скучный сериал, Дюна может и не так популярна в широких массах, но режиссеры использовали в своих проектах свои идеи, свои наработки, на к-ые Лукас просто не имел права их использовать, all rights reserved, типа...
Добавлено: EntyЦитата
Это дилетанты заимствуют, профессионалы - ВОРУЮТ!!!
слегка грубовато, но можно и так сказать; в Голливуде, где это в порядке вещей, просто прикрываются под вывеской "плагиат", немного видоизменяют первоначальные идеи и все...
Америкосы все такие... грубоватые...
Интересно были бы у "ЗВ" шансы на успех в т.ч. и коммерческий, выйди они спервоначалу в виде книжной сказки?
Red Snapper
2 June 2004, 00:32
Entyну вполне возможно, ведь надо сказать что Властелин Колец у них тож прижился, а фильмы они сняли только сейчас. так чтоскорее всего да, и это ещё вопрос, при каком исходе он был бы больше
Это где же LOTR прижился? В Америке? Они ж заняты только одним: были ли у Фродо с Сэмом гомосексуальные отношения или нет!
В принципе интересно - для каждого творческого замысла есть одна лучшая форма воплощения: как кино для "ЗВ", как книга для LOTR...
Lord Dart Maul
8 June 2004, 21:06
Не люблю когда о Звездных Войнах говорят,как о сказке,воспринимают несерьезно
Fey'lya
8 June 2004, 22:36
EntyЭто где же LOTR прижился? В Америке? Они ж заняты только одним: были ли у Фродо с Сэмом гомосексуальные отношения или нет! фаны сошлись на том, что были
Lord Dart MaulНе люблю когда о Звездных Войнах говорят,как о сказке,воспринимают несерьезновоспринимают (ОТ) не как сказку, а как _очень_ красивую сказку - есть разница;)
Цитата
Не люблю когда о Звездных Войнах говорят, как о сказке, воспринимают несерьезно.
Не-не, я вот воспринимаю серьезно. Иначе б здесь и не появилась.
Любопытная мысль мне в голову пришла. Вот если Джедаи религиозны, то как можно определить их веру? Похожа ли она на что-то, что было на Земле? Ну скажем, Джедаи явно не даосы по духу. И на буддистов мало похожи. Хотя это как посмотреть. Ведь Орден своих учеников так или иначе обезличивал...
Red Snapper
17 June 2004, 15:00
Entyя бы определил их как тамплиеров

токо вместо Иеговы, у них Сила, и на всё её веления
Хмм, любопытно, и что же у них можно определить как Северный храм, а что - Южный?
А если джедай темнеет, или сидх светлеет, они что, ориентацию меняют?
Rast_Bloodreign
20 July 2004, 14:52
лукас великий человек создавший свой мир и не надо искать схожести с другими произведениями
так в едь и до пушкина добраться можно
Jedi Padme
16 November 2008, 20:28
Джедаи и самураи?
Общее, наверное, только лишь то, что и те и другие имели свой определенный кодекс. И те и другие использовали мечи. Да-еще туника Джедаев немного напоминала самурайское кимоно. Особенно "крылья" туники.