написал и опубликовал эту статью не так давно. подумал что может поклонники фантастики и ЗВ в частности преисполнятся гордости за свой любимый жанр...
к критике готов )) итак.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Ежедневно в современном мире осуществляется множество фундаментальных теоретических и прикладных разработок, проектов, аналитических исследований. В их числе особый статус имеют прогностические исследования, имеющие своей целью выяснить, какие тенденции развития общества ждут нас в будущем.
Классическая научная и аналитическая прогностика находятся в зависимости от полноты, достоверности имеющейся информации, от надежности методов моделирования будущего, технологий информационного анализа и прогноза. Точность прогноза напрямую зависит от количества собранной аналитиком информации, но чем больше информации попадает к аналитику при исследовании, тем сложнее становятся процедуры обработки данных массивов и тем больше вероятность ошибки в прогнозе. Интеллектуальные и компьютерные технологии прогнозирования, к сожалению, не совершенны. Вместе с тем, альтернативы прогнозированию как интеллектуальной задаче, как аналитической функции, сопровождающей принятие самых ответственных управленческих решений, не существует.
В современном мире необходимость видеть перспективы становится главным вопросом выживания не только корпорации или государства, но отдельной личности и социума целом. Общество, технологии, культура, духовный потенциал, социальные отношения изменяются во все ускоряющемся темпе. Хронотоп современной социальной реальности, «социальное время», протекает с небывалой скоростью. Последние исследования ученых показывают, что объем информации удваивается каждые четыре года, новейшие техника и технологии амортизируются и морально устаревают, не успев широко распространиться и окупиться для своих пользователей. Так, например, произошло с пейджерами, которым аналитики пророчили огромное будущее, но изобретение мобильной телефонии свело на нет все преимущества пейджера. Новые изобретения отрицают вчерашние, еще не внедренные в практику, инновации перечеркивают самые логичные и обоснованные прогнозы. В условиях жесткой конкуренции цена ошибки становится катастрофичной, при таких темпах развития общества классические методы исследования просто не успевают сделать прогноз, то, о чем вчера только мечтали люди, сегодня уже вовсю используется в обществе, а завтра уже устаревает.
С одной стороны, растет разочарование в прогностике, с другой, все в большей степени возрастает ее востребованность. Этот парадокс – кажущийся, очевидно, что современные методы прогностики нуждаются в инновационном обновлении в соответствии с новыми законами общественного развития. В этой связи правомерно поставить вопрос о неиспользованном или недостаточно признанном интеллектуальном потенциале прогностики.
Речь идет о художественном прогнозировании как виде аналитического исследования.
Как уже упоминалось выше, классические методы научных исследований не успевают за актуальным хронотопом социальной реальности. Фундаментальные исследования, особенно проводимые большими научными коллективами, трудоемки, требуют не только огромных информационных и человеческих ресурсов, но и огромного количества времени. Более оперативные аналитические прогностические исследования также нередко запаздывают со своим прогнозом. А ведь аналитические исследования – это самый быстрый на сегодняшний день метод получения прогноза.
Поэтому стоит обратить внимание на область художественной литературы, сферу киноискусства, относимых к фантастике как художественному направлению. Существует множество жанров научной фантастики: утопия, антиутопия, ретрофантастика, киберпанк, стимпанк и множество других. Наиболее целостные, в художественном и интеллектуальном плане значимые произведения этого жанра нередко обладают всеми признаками прогностики и поэтому с полным правом могут рассматриваться как художественное прогнозирование и быть отнесены к специфическому виду аналитического исследования.
Жанры фантастического отображения целостных картин эволюции общества, технологий, социальных отношений роднят с аналитической прогностикой методы конструирования данных прогнозов. Как и художник – фантаст, аналитик в процессе аналитического исследования, прогноза в большей или меньшей степени опирается на интуицию, знание закономерностей не только социального развития, но и поведения людей, мотивов их поступков, в первую очередь, лиц, принимающих решения. Для получения прогноза необходима интуиция, так как интуиция – это компонент аналитики. Писатели-фантасты также опираются на все эти методы, разумеется, с поправкой на свободу фантазии и возможность конструировать свои миры на фундаменте выдуманных законов и придуманных правил игры.
Но, если в сказочной фантастике (фэнтэзи), мистических триллерах и других разновидностей этого направления, создаваемых для развлечения и демонстрации искусной выдумки, социальная прогностика вряд ли может быть обнаружена, то в произведениях наиболее талантливых и амбициозных авторов, базирующихся в своих творениях на реальных постулатах физического, социального, духовного миров, прогностический компонент, предвидение будущего могут превосходить по своему потенциалу научные прогнозы и расчеты.
Самым ярким примером такого художественного прогнозирования является, конечно же, Жюль Верн. В свое время он получил огромное признание как писатель. Но только спустя время исследователи его творчества выявили высокую степень осуществления его научных фантазий и прогнозов. В современном мире подводные лодки, космические путешествия, высадка на Луну – стали частью всемирной истории и настоящего. Логично предположить, что среди современных писателей-фантастов можно ожидать таких же гениев, обладающих столь же сильным даром предвидения.
При написании научно-фантастического романа писатель, как и аналитик, опирается на реальность, законы общества. Автор художественного произведения берет за основу научную идею, разрабатываемое научное изобретение или инновационную технологию, социальный прожект и помещает этот феномен в воображаемое время, когда это изобретение, идея или социальная концепция стали реальностью, изменили эту реальность. При этом автор, полагаясь на свою интуицию, рисует новый мир (виртуальную реальность) на основе реального, учитывая не только физические и социальные законы реального мира, но и остальные фундаментальные знания, накопленные современным обществом. При этом фантазия художника гарантирует читателю или кинозрителю яркие впечатления, а интуиция художника может дать яркую прогностическую картину будущего.
Интуиция художника с точки зрения художественного прогнозирования заключается в точности выбора для моделирования утопических миров наиболее значимых феноменов, тех, которые окажутся не тупиковыми направлениями общественного развития, а действительно изменят реальный мир. Следовательно, можно говорить о прогностической одаренности писателя–фантаста, о наличии в его творчестве аналитического компонента. Получить художественный прогноз невозможно методами научного моделирования. Писатель чувствует и ощущает тенденции развития, угадывает наиболее существенные последствия благодаря специфике художественного конструирования воображаемой реальности.
Естественно, что такими свойствами обладают далеко не все произведения. Так как жанры различны, то, соответственно, миры, сотворенные художниками, будут разными, и в некоторых мирах нет, или не действуют законы нашей действительности.
Но в классической научной фантастике, современное общество и, именно, фундаментальные знания, являются основой для виртуального мира. Так как они делают виртуальный мир – реальным. А, следовательно, и прогнозы, которые делают писатели в своих произведениях, могут быть вполне реальным развитием событий.
Особое внимание стоит обратить на произведения, в которых художник прогнозирует мир с развитием новейших информационных технологий: социометрии, биометрии, нанотехнологий, кибернетических технологий, компьютерной виртуальной реальности и т.п. Совсем недавно российские ученые разработали виртуальную реальность с полным ощущением присутствия, с ощущениями не только цветовыми, но и тактильными, обонятельными. А что случится, когда виртуальная реальность станет повседневной? Совсем недавно весь мир был под впечатлением от фильма братьев Вачовски «Матрица». Весь мир захлестнул синдром матрицы, а также страх перед мыслящими машинами. Очевидно, что это произведение содержит мощный прогностический компонент. Можно назвать десятки современных произведений, описывающих реальные плюсы и минусы, угрозы и коллизии современной цивилизации. Контент-анализ и реестр этих прогнозов мог бы стать сам по себе бестселлером не только для любителей фантастики, но и для социологов, социотехнологов, аналитиков и управленцев.
Как же можно использовать подобные произведения? Разумеется, ни один глава страны не согласится передать аналитические функции прогнозирования сообществу фантастов. Но история этого жанра литературы дает основания для вывода: не стоит пренебрегать прогностическими возможностями фантастики. Можно предложить своеобразный аналитический проект-инициативу: провести изучение, сравнительный анализ и экспертизу художественных прогнозов, т.е. аналитику собственно художественных прогнозов различных авторов. Вполне возможно, что это будет весьма поучительно и продуктивно.
Специфика художественного прогнозирования этим не исчерпывается. Как уже упоминалось выше – современная социальная реальность диктует свои правила и ограничения для мира виртуального. Но, в отличие от фундаментальных, аналитических и других видов прогностических исследований, художественное прогнозирование рассматривает не только основные законы общества, но также может рассмотреть амбивалентность введения новой информационной технологии на примере отдельной личности. Именно такого подхода не хватает различным рода прогнозам, так как именно история одной личности может свести на нет замыслы правительств, проекты тех или иных социальных сил, изменить наше понимание ценности новых информационных технологий и т.п.
В художественных прогнозах очень ценно то, что их авторы могут убедительно и эмоционально на примере конкретных человеческих судеб показать амбивалентность, негативные следствия новых технологий, социальных проектов. На примере истории одной, отдельно взятой личности можно рассмотреть, перевешивают ли положительные моменты или отрицательные.
Итак, подведем итоги всему вышесказанному. В современном мире, с его темпами развития, ни одно государство, ни одно крупное предприятие не могут обойтись без прогнозирования. Причем от качества этого прогноза зависит стабильность и поступательное развитие государства, предприятия, корпорации и т.п. Индивидуально-личностный аспект художественного прогнозирования, эмоционально-художественная составляющая таких прогнозов благодаря именно этим свойствам позволяют такой аналитике успешно конкурировать по убедительности, силе воздействия на человека, по эффективному формированию общественного мнения, пиар-эффекту с научной и аналитической прогностикой. Антропологический подход как методология социальной аналитики наиболее сильно выражен в художественном прогнозировании.
Возможно, придет время, когда главы государств, президенты крупных корпораций и компаний будут если не создавать специальные аналитические отделы, занимающиеся художественным прогнозированием, то включать в штаты своих аналитических служб писателей-утопистов. Это уменьшит вероятность ошибок при составлении прогноза.